Минтранс пристраивает “Сибирь”


О том, что Минтранс предложил Росимуществу и Минэкономразвития отдать “Аэрофлоту” государственные акции “Сибири”, “Ведомостям” рассказали чиновники этих двух ведомств. Письмо с изложением такого плана министр транспорта Игорь Левитин направил коллегам около месяца назад, но ответов пока нет, поскольку у Минэкономразвития “позиция еще не сформирована”, утверждает собеседник “Ведомостей” в этом министерстве. Оба чиновника затруднились вспомнить аргументацию Левитина в пользу такой сделки, а связаться с представителями Минтранса вчера вечером “Ведомостям” не удалось.

Сами руководители “Аэрофлота” еще в феврале попросили у государства госпакеты акций пяти крупных авиакомпаний – “Пулково”, ГТК “Россия”, “Дальавиа” (100% у государства), “Владивостокавиа”, KrasAir (51%) и “Сибири” (25,5%) – в обмен на дополнительные акции “Аэрофлота”. Росимущество подхватило эту идею и предложило Минтрансу подумать о передаче в капитал “Аэрофлота” всех принадлежащих государству акций авиакомпаний. На всякий случай акционеры “Аэрофлота” в июне приняли решения, необходимые для выпуска акций: объявили 250 млн новых акций и расширили полномочия совета директоров по их размещению. По вчерашней капитализации “Аэрофлота” ($1,9 млрд в РТС) допэмиссия может составить $475 млн. “Сибирь” вчера стоила в RTS Board $221 млн.

Все госпакеты конкурентов “Аэрофлоту” не нужны, неоднократно говорил гендиректор компании Валерий Окулов, интересны прежде всего Дальний Восток и перевозчики в этом регионе – “Дальавиа” и “Владивостокавиа”. “Сибирь”, несомненно, крупный и интересный актив, отмечает заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков, но блокпакет акций вряд ли позволит влиять на управление “Сибири”, а “билет на войну” с “сильным” менеджментом этой компании “Аэрофлоту” не нужен. Переговоров же о покупке акций Филевой “Аэрофлот” никогда не вел.

Передача госпакета “Аэрофлоту” никак не повлияет на “Сибирь”, говорит ее пресс-секретарь Илья Новохатский, поскольку оперативный контроль все равно останется за четой Филевых. А Наталья Филева не так давно говорила журналистам, что вообще относится “несерьезно” к планам укрупнять “Аэрофлот”.

“Аэрофлот” вряд ли захочет воевать с Филевыми, имея в руках блокпакет “Сибири”, отмечает аналитик “Центринвест груп” Михаил Ганелин. Но от самих акций национальный перевозчик вряд ли откажется, ведь “Сибирь” – крупнейшая компания в стране по внутренним перевозкам, добавляет аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. А последние инциденты с лайнерами “Сибири”, включая иркутскую трагедию, чиновники могут использовать для давления на компанию и ее акционеров, заключает он.