Очная ставка


Cтолетие со дня рождения Дмитрия Шостаковича удачно совпало с растущим интересом к музыке этого композитора. Его первоклассные вещи не заиграны, а связь с породившим их обществом делает их особенно притягательными. Но насколько велик этот спрос?

Разногласия на эту тему спровоцировали одновременное появление в Лондоне двух главных музыкальных театров России – Большого и Мариинского. Если не считать гастролей Мариинки в Москве и Большого в Питере, такая очная ставка происходит впервые.

Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра, настаивал на проведении лондонского сезона, состоящего только из произведений Шостаковича. «Я хотел сделать что-то, отличающееся от «Лебединого озера», – говорит он. Как и во время прошлых гастролей, предполагалось, что театр будет представлять компания Виктора Хоххаузера в помещении «Ковент-Гарден». Но компания Хоххаузера усомнилась в том, что план Гергиева привлечет достаточное количество зрителей, и они пригласили Большой с более разнообразной программой. А Гергиев арендовал театр «Колизей», и состязание началось.

Возможно, сегодня эти театры больше всего различаются руководством. Мариинским давно управляет прославленный дирижер, обладающий сверхъестественным запасом сил. Некоторые его коллеги с презрением относятся к немузыкальным обязанностям, но Гергиев получает от них удовольствие. В сложные годы его музыкальный дар и харизма были опорой для театра и привлекли в стены Мариинского новые таланты.

Однако оперным театром можно руководить разными способами. За время руководства Анатолия Иксанова, назначенного на пост генерального директора Большого в 2000 году, бюджет этого театра увеличился почти в пять раз. Удачным оказалось и назначение главным дирижером Александра Ведерникова. Он не обладает такой силой, как Гергиев, и, возможно, поэтому Большой чаще ищет таланты на стороне, чем Мариинский. «Это дает нам возможность использовать правильных людей в правильном месте», – говорит Ведерников. Гергиев, напротив, риторически вопрошает: «Зачем мне платить деньги иностранным певцам, если наши не хуже?»

Если посмотреть на репертуар, Большой все еще отстает от Мариинского. Под управлением Гергиева Мариинский поставил почти всего Вагнера, а Большой только «Летучего голландца». Западные режиссеры уже давно были желанными гостями в Мариинском, но и в Большом в последние годы постановки осуществили Грэм Вик, Петер Конвичный, Роберт Уилсон и Франческа Замбелло. Ведерников говорит, что в следующих сезонах в оркестровой яме Большого будут работать Марис Янсонс и Даниэль Баренбойм.

Оперные спектакли, которые Большой привозит в Лондон, – диаметрально противоположные полюса: с одной стороны, поразительный «Огненный ангел» Замбелло, с другой – пышный «Борис Годунов» в декорациях 1948 года. Мариинский поставил в план произведения Шостаковича: сатирическую оперу «Нос» в ослепительной, находчивой постановке Юрия Александрова, «Катерину Измайлову» (спектакль 1995 года) и «Москву, Черемушки» – водевиль о столичном районе новостроек.

Балетные труппы театров находятся сейчас на пике формы. Балет Большого процветает под руководством молодого Алексея Ратманского, несмотря на то что его собственные хореографические постановки вызывают критику. В Лондоне Большой предлагает шесть вечеров балета – от «Лебединого озера» Юрия Григоровича до эффектной реконструкции «Дочери фараона» Петипа и «Золушки» с хореографией Юрия Посохова. Мариинский представляет «Золотой век» Шостаковича и вечер одноактных балетов «Ленинградская симфония» и «Барышня и хулиган» на музыку этого композитора.

Год назад основное здание Большого театра закрылось на реконструкцию. В июне было объявлено, что в несущих стенах обнаружены трещины – это ставит под сомнение предполагавшееся открытие здания в 2008 году. Строительные планы Мариинского, возможно, будут более успешными: сооружение второго здания театра по проекту Доминика Перро уже началось. Сам Мариинский закроется на реконструкцию в январе 2007 года. При том, что Иксанов в связи с реконструкцией уволил 300 человек, Гергиев объявил, что весь штат Мариинского останется при своей зарплате. (FT, 05.07.06, Елена Парина)

25–29 июля – оперные спектакли Большого театра; 31 июля – 21 августа – балетные спектакли, «Ковент-Гарден», тел. +44 020 73 04 40 00

20–29 июля – гастроли Мариинского театра «Шостакович на сцене», «Колизей», тел. +44 087 01 45 75 00