Одноразовое искусство


В этом году форум запускали в две очереди – первый вернисаж был на прошлой неделе в Новом Манеже, о чем “Ведомости” написали 6 июля. Конечно, еще тогда закрадывалось подозрение, что второй зал просто не успели доделать и ничем он зрителей не поразит. Но всякое в работе случается, никто куратора, явно травмированного неурядицами, осуждать не стал.

Однако оплошность оказалась роковой. Неприятность не в том, что новых работ было немного и они оказались не слишком сильными. Настоящая беда, что уже виденное на первом вернисаже, и даже показавшееся забавным, повторного просмотра катастрофически не выдержало.

Конечно, даже многими классическими произведениями трудно любоваться без устали. Но когда шутят художники актуального искусства, то их остроумие, оказывается, прокисает мгновенно, и место зрительского благодушия занимает раздражение. Так случилось с “Мичуриным” екатеринбургской группы “Куда бегут собаки”. В первый раз казалось забавным, что палочка с портретами Станиславского и Склифосовского, бешено крутясь вокруг своей оси, выдает лицо прославленного селекционера. Во второй – глупым. Но разочаровали не только шутки.

Новая работа, открывающая второй зал, – Joseph versus Andy Ксении Петрухиной. Под плакатами с лицами двух главных героев мирового современного искусства – Йозефа Бойса и Энди Уорхола – стоит урна для голосования и лежит пачка бюллетеней. На плакатах – несколько их знаменитых высказываний: “Каждый человек – художник” (Бойс) или “Я хочу, чтобы все думали одинаково” (Уорхол). Зрителю предлагается сделать выбор (“Выбор: selection, choice, alternative” – тема и название этого форума), проголосовать за европейского интеллектуала и романтика Бойса или за американского мистификатора и попсовика Уорхола. Но, как говорится, оба лучше. За неврастеническим цинизмом Энди стоит мощнейшее искусство, не менее глубокое, яркое и трепетное, чем за рефлексирующим и трагичным Йозефом. Они не только выстраивали свои личные теории искусства и выдавали запомнившиеся афоризмы, но они еще и фантастически творили.

Упоминание этих великих имен оказалось для выставки губительно назидательным. Всуе вызванная память о классиках заставила посмотреть на выставку другими глазами, без снисхождения, и вспомнить, что концепция без зрелища – все равно скука. Что бы ни говорили концептуалисты или защитники программно незрелищного искусства.

Работа Екатерины Филимоновой – колесо рулетки с портретами московских галеристов – называется “Выбор художника”. Так вот: чтобы выиграть в такой рулетке, надо не только ее придумать, но и что-то сделать. Хотя бы нарисовать портреты очень важных персон современной художественной жизни так, чтобы на них хотелось взглянуть во второй раз.