Поединок стихий


У японцев есть две особенно любимые исторические эпохи, про которые снято несметное количество фильмов, а также игровых и анимационных сериалов. Во-первых, это период объединения государства под властью сегунов из клана Токугава в начале XVII в. Во-вторых, это эпоха окончания их могущества и так называемая революция Мэйдзи, произошедшая в 1868 г., после чего изменился весь порядок управления страной, а верховная власть перешла в руки императора Муцухито.

Действие “Шиноби” происходит в 1614 г., когда после столетий феодальных войн фактически закончилось объединение страны под руководством сегуна Иэясу Токугавы. Последней задачей сегуна стало уничтожение двух опасных кланов воинов-шиноби (или синоби) – Кога и Ига. Эти два клана разделены столетней враждой, но один из сильнейших бойцов Кога Генноске влюбился в Оборо, девушку из Ига, также великую воительницу. Генноске хочет прекратить вражду. Но сегун придумывает способ вновь стравить их. После того как старые предводители кланов убивают друг друга, Генноске и Оборо возглавляют Кого и Ига. Он отказывается воевать. Она принимает вызов.

Весь свой фильм Тен Шимояма строит на элементарном символизме. Его интересует не столько история конфликта и даже не история любви. Его герои совсем не японские Ромео и Джульетта. Они два символа, иллюстрирующие вечную борьбу и единство мужского и женского начал. Иллюстрация, естественно, по-японски поэтическая. Генноске одет в красно-рыже-коричневые одежды, живет на вершине голых, коричневых же скал. Его стихия – пламя. Даже прическу актеру сделали в виде “огненного” ирокеза. А когда погибает старый лидер клана, его тело сжигают. Оборо наряжена в сине-бело-голубое кимоно, живет в долине у реки. Ее стихия – вода. Волосы актрисы струятся, как ручей. Тело бывшей предводительницы Иге кладут в лодку, которую уносит река. Встречаются Генноске и Оборо всегда возле водопадов. Понятно почему: вода падает с горы, два начала объединяются.

В Голливуде эта борьба наверняка закончилась бы свадьбой. Японцы рассуждают иначе. Долг перед кланом заставляет Оборо сражаться. С обеих сторон погибает положенное количество бойцов. Сама Оборо поражает своего суженого, так и не принявшего бой, кинжалом прямо в сердце. Как же еще, по-вашему, должен умереть влюбленный мужчина?

Казалось бы, сказка и сказка. Ничего особенного: много видовых красот, меланхолических вздохов, коварства правителей и акробатических поединков. Интересно же, как перемешиваются здесь реальная история и фантастический боевик. Может показаться, например, что сами шиноби, так называемые “воины ночи”, – чистейшей воды выдумка. Они и летают почти как птицы, и перемещаются словно тени, да и убить некоторых почти невозможно. Своими разнообразными и уникальными способностями они напоминают людей Х. Между тем кланы шиноби действительно существовали. И фильм рассказывает сказку, основанную на совершенно реальном историческом эпизоде.

До объединения Японии под властью Токугавы кланы шиноби, в том числе и самые сильные Кого и Ига, занимались шпионажем, убийствами, похищениями людей, провоцировали бунты и т. д. по заказам враждовавших феодалов (потому-то и прижились названия вроде “воинов ночи” или “слуг Зла”). Их помощью пользовался и сам Токугава, чьим министром безопасности был некто Хатори Ханзо, легендарный злодей, сам шиноби из Иги, имя которого использовал Тарантино в “Убить Билла” (зная биографию настоящего Ханзо, кстати, легче понять, почему тарантиновский Ханзо раскаялся и не хочет больше делать орудия убийства). Появляется мрачный Ханзо и в фильме Шимоямы.

Достоверно про шиноби мало что известно. Эти кланы стояли вне социальной иерархии Японии, а потому не подчинялись никаким законам. Поэтому, например, в фильме про них говорят, что они люди только наполовину. Этим же объясняется и неприязнь к ним самураев. Жизнь шиноби всегда была окружена тайной, а потому и суевериями. Они были мастерами криптографии и различных трюков, благодаря которым и считалось, например, что они умеют летать или ходить по воде. Славились шиноби и как изобретатели всяческого нестандартного тайного оружия, поскольку самурайским оружием владеть им запрещалось. Всего этого в избытке и в фильме Шимоямы, успешно романтизировавшего средневековых профессиональных террористов.