Сны о времени


Выставка «История во времени» началась со спектакля. Тем, кто пришел полюбоваться на турбийоны карусельного типа, показали настоящую конную карусель. Пешие и конные бойцы роты почетного караула добрые полчаса выписывали вензеля на Соборной площади: под марши президентского оркестра шеренга проходила сквозь шеренгу, курсанты в парадной форме царских времен демонстрировали почти цирковые приемы владения оружием.

Музеи Кремля в этом году празднуют юбилей. Двести лет назад император Александр I своим указом превратил и царскую сокровищницу в музей — Оружейную палату. А теперь юбилейные торжества стали двойными: Кремль пригласил в гости другого юбиляра – швейцарскую часовую мануфактуру Ulysse Nardin. Ей в этом году исполняется 160.

Один из экспонатов выставки — яйцо а-ля Фаберже. Таким образом швейцарцы восполнили временный пробел в экспозиции Оружейной палаты, поскольку известных на весь мир императорских пасхальных яиц в Москве сейчас нет: они уехали на гастроли в Финляндию и экспонируются в музее города Тампере.

Но не подумайте, что фирма Ulysse Nardin вдруг переключилась с производства механизмов для измерения времени на ювелирные изделия. Просто для юбилейных часов был выбран достойный случая футляр.

Глава компании Рольф Шнидер рассказывает, что мысль сделать юбилейные часы пришла ему в голову в прошлом году в Москве: «На самом деле я все увидел во сне. Мне захотелось соединить русское и швейцарское искусство. Мастера по эмали из Ле-Локля выполнили на циферблате изображение собора Василия Блаженного, а на задней крышке – памятник Минину и Пожарскому.

А русские мастера сделали яйцо – своего рода шкатулку для часов. Уверен, что эти драгоценные яйца станут предметом охоты для коллекционеров». Действительно, серия Kremlin Collection ограничена 30 экземплярами.

Всего на выставке представлены больше сотни механических шедевров, причем не только творения мастеров Ulysse Nardin. Коллекция Рольфа Шнидера хорошо иллюстрирует историю часового дела. Один из самых необычных экспонатов – реплика астрариума, астрономических часов, созданных в середине 14-го столетия Джованни де Донди. Итальянский мастер сконструировал сложнейший семициферблатный прибор, который показывал часы, дни недели, месяцы, фазы Луны и движение всех известных на то время планет Солнечной системы. Оригинал не сохранился, но Донди оставил точное описание и чертежи, что позволило воссоздать чудо-механизм.

Можно полюбоваться на выставке и на работу русского мастера XIX века Михаила Бронникова – немногие музеи мира похвастаются подобным экспонатом. Умельцы из вятской династии Бронниковых делали великолепные карманные часы из дерева и кости. На изготовление одного экземпляра уходило несколько лет.

Из современных моделей Ulysse Nardin, представленных в Оружейной палате, особого внимания заслуживают часы Genghis Khan – первый в мире минутный репетир с турбийоном, жакемарами и вестминстерским боем. Эта вереница терминов, вероятно, требует пояснения. Репетиром называют часы, которые не только показывают время, но и «озвучивают» его – при нажатии на кнопку или ползунок на боку корпуса. Четвертной репетир отобьет вам только часы и полные четверти, а минутный, как следует из названия, огласит время с точностью до минуты. Вдобавок к этому часы автоматически отбивают часы и четверти. Четыре гонга звучат по-разному: ноту ми молоточки выстукивают для обозначения минут, соль – для часов. А каждую четверть часа подают голос все четыре гонга. «Вестминстерский бой» – это когда каждой четверти соответствует свой перезвон: именно так звучат колокола Вестминстерского аббатства. Бой часов синхронизирован с движением фигурок на циферблате: на фоне черного оникса Чингис и его воины из белого золота разыгрывают целое музыкальное представление.

В XIX веке были очень популярны репетиры, на циферблате которых находился человечек, бьющий молотком по колоколу (хотя звучал, конечно, не этот колокол, а спрятанный внутри механизма гонг). Вот таких механических звонарей и называли жакемарами по имени дижонского часового мастера, придумавшего сию замысловатую механику. Потом этим словом стали обозначать любые фигурки, которые двигаются на циферблате – как правило, в такт с боем часов.

До 19 июля, «История времени», Кремль, Оружейная палата, тел. 202 37 76