Трубы хватит на всех


От Выборга до Сахалина

По данным Минпромэнерго, в прошлом году Россия экспортировала 207,3 млрд куб. м добытого и импортированного газа: в Европу и Турцию – 153,5 млрд куб. м (распределение по странам см. на карте), в СНГ – 47,5 млрд куб. м и в страны Балтии – 6,3 млрд куб. м. В дальнейшем экспорт в Европу и Турцию будет расти (до 168 млрд куб. м в 2010 г. и 173 млрд куб. м в 2015 г.), в СНГ – сокращаться (29 млрд куб. м и 10 млрд куб. м), в страны Балтии – останется примерно таким же (7 млрд куб. м). Общий экспорт вырастет до 221–226 млрд куб. м в 2010 г. и до 274–281 млрд куб. м в 2015 г. Появятся новые экспортные направления: в 2010 г. планируется поставить 17–22 млрд куб. м в страны АТР в виде сжиженного природного газа (СПГ), а в 2015 г. – 54–61 млрд куб. м в страны АТР и, возможно, в США.

Сейчас, по данным “Газпрома”, принадлежащая ему Единая система газоснабжения (ЕСГ) загружена полностью. Поэтому рост экспорта планируется обеспечить за счет новых газотранспортных проектов.

Самый амбициозный – строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) по дну Балтийского моря из Выборга в немецкий Грейфсвальд, а оттуда, возможно, до Нидерландов и по дну Северного моря в Великобританию. Стоимость – $10–12 млрд. Строительство первой нитки мощностью 27,5 млрд куб. м планируется завершить к 2010 г., а вывести обе нитки на полную мощность в 55 млрд куб. м – в 2013 г.

Резерв мощности имеет проложенная в 1997 г. по дну Черного моря в Турцию труба “Голубой поток”. По ней можно прокачивать до 16 млрд куб. м, тогда как в 2005 г. Турция приняла лишь 5 млрд куб. м. “Газпром” думает о продлении “Голубого потока” до Венгрии, а затем до Австрии и Италии. Тогда он сможет за счет установки дополнительной компрессорной станции увеличить его мощность до 25 млрд куб. м.

Новым потребителем российского газа должен стать Китай. Определены два маршрута поставок в эту страну – из Западной и Восточной Сибири. Их общая мощность – 68 млрд куб. м в год, а стоимость – $10 млрд. Срок начала поставок – 2011 г. Приоритет отдан западному маршруту, рассчитанному на 30 млрд куб. м в год. Газ попадет в Китай по газопроводу “Алтай” и соединит месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Стоимость проекта – $4,5–5 млрд.

“Проектом века” считается освоение Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря с запасами более 3,5 трлн куб. м. Начало разработки планируется на 2010 г., на первом этапе предполагается добывать 30 млрд куб. м в год. В рамках проекта должен быть построен завод, на котором из 22–24 млрд куб. м газа в год будут получать 15 млн т СПГ для экспорта в США. Общая стоимость проекта – $15–20 млрд.

Еще один проект, сориентированный на СПГ, – “Сахалин-2”. Его оператор Sakhalin Energy строит на юге острова завод мощностью 9,6 млн т СПГ в год, начало поставок намечено на 2008 г. – основными потребителями станут японские энергетические компании. В дальнейшем возможно увеличение мощности завода в полтора-два раза. Инвесторы “Сахалина-1” во главе с ExxonMobil обсуждают варианты строительства газопроводов в Китай и Корею либо в Японию, возможна кооперация с “Сахалином-2” для производства СПГ.

От Тайшета до Индиги

По данным Минпромэнерго, за прошлый год Россия экспортировала 252,5 млн т нефти, в том числе 38 млн т – в страны СНГ и 214,5 млн т – во все прочие. Последняя цифра включает в себя 23,8 млн т транзитной нефти из стран СНГ – в основном Казахстана и Азербайджана. То есть собственно российской нефти в дальнее зарубежье было экспортировано 190,7 млн т. Львиная доля экспорта осуществляется по системе “Транснефти” через порты и нефтепровод “Дружба” (см. карту). В 2005 г. наибольший объем – 72,1 млн т – прошел в балтийском направлении на Роттердам, 66,2 млн т экспортировано через черноморские порты в Средиземноморье, 66,5 млн т по нефтепроводу “Дружба” – на европейские НПЗ и в польский порт Гданьск.

По данным Минпромэнерго, мощности трубопроводного транспорта нефти в дальнее зарубежье в прошлом году составили 221 млн т и были недоиспользованы на 7 млн т, т. е. профицит составил чуть более 3%. “Это очень мало, – говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров, – ведь на самых выгодных направлениях нефтепроводы работают буквально на пределе, и их загрузка порой превышает 100% за счет введения в нефть специальных присадок”.

Представитель Росэнерго Юрий Катасонов заявил на 4-м Российском нефтегазовом конгрессе, что рост экспорта нефти потребует увеличения транспортных мощностей до 2010 г. на 38 млн т, до 2015 г. – еще на 50 млн т и до 2020 г. – еще на 35 млн т. Такой рост можно обеспечить только за счет новых трубопроводных проектов.

Главный из них – система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), которую в апреле этого года начала строить “Транснефть”. Первый этап предусматривает строительство трубы от Тайшета до Сковородина близ китайской границы и нефтеналивного терминала на побережье Тихого океана, куда первоначально нефть будет поставляться по железной дороге. А от Сковородина будет проложено ответвление на китайский Дацин – туда планируется прокачивать 30 млн т в год. По оценке “Транснефти”, этот этап будет стоить $6,6 млрд и завершится в 2008 г. Вторая очередь – строительство нефтепровода мощностью 50 млн т от Сковородина до тихоокеанского терминала с расширением пропускной способности на участке Тайшет – Сковородино до 80 млн т в год. По прогнозам Минпромэнерго, это может произойти к 2015 г. Весь проект, по разным оценкам, обойдется в $11,5–16 млрд.

Уже сейчас в Росэнерго полагают, что проблемой ВСТО может стать более медленное, чем запланировано, освоение восточносибирских месторождений: к 2015 г. нефтедобыча в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке составит 31 млн т в год (39% от мощности трубы), а к 2020 г. – 57 млн т (71%). Недостаток придется восполнять западносибирской нефтью.

Другой крупный проект – строительство в Ненецком автономном округе (Тимано-Печорская нефтегазовая провинция) трубопровода Харьяга – Индига с морским отгрузочным терминалом в конечном пункте на побережье Баренцева моря. Стоимость – около $2,2 млрд, мощность – 12 млн т в год, которые предполагается экспортировать в основном в США. Минпромэнерго планирует, что система заработает к 2015 г.

Если эти проекты будут реализованы, пропускная способность “Транснефти” к 2015 г. увеличится на 92 млн т в год и профицит экспортных мощностей вырастет до 13–19%.