“Алмазная” земля


В пятницу фонд “Невский кэпитал партнерс” (НКП) объявил о покупке 80% акций судостроительной фирмы “Алмаз”. Директор НКП Евгений Газиев отказался назвать продавца бумаг и сумму сделки. Директор по маркетингу “Алмаза” Сергей Галиченко подтвердил факт сделки, но также отказался назвать предыдущих собственников завода. Два источника в судостроительной отрасли назвали продавцом пакета “Алмаза” Алана Казбекова, бывшего партнера предпринимателя Кахи Бендукидзе по “Объединенным машиностроительным заводам”. В 2002 г. ОМЗ консолидировали около 80% “Алмаза”, но в 2004 г. вывели свой судостроительный бизнес в компанию “Морские и нефтегазовые проекты” (МНП), владельцами которой стали менеджеры ОМЗ. Осенью прошлого года МНП объявила о продаже своего пакета “Алмаза”. Источник, близкий к МНП, утверждает, что он был продан Казбекову. Казбеков в пятницу через своего секретаря отказался от комментариев.

“Алмаз” – четвертая по величине петербургская верфь. В 2000–2004 гг. предприятие выполняло экспортные заказы, самым крупным из которых было строительство трех кораблей на воздушной подушке “Зубр” для греческого флота, а сейчас строит три артиллерийских корабля для российских ВМФ и патрульные катера “Соболь” и “Светляк” для погранслужбы. Прекращение экспортных заказов снизило привлекательность верфи для покупателя, заказы ВМФ не очень выгодны и плохо финансируются, полагает бывший гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский. Такого же мнения придерживается и другой петербургский судостроитель.

“Алмаз” не представляет большого интереса как судостроительное предприятие, считает Шуляковский. По его мнению, НКП приобрел акции завода только ради земли. Президент группы компаний “Аверс” Михаил Зельдин оценивает сделку по покупке “Алмаза” минимум в $50 млн. А гендиректор компании “РМС-оценка” Петр Козин полагает, что контрольный пакет верфи мог обойтись примерно в $75–80 млн.

Новый собственник разработает для “Алмаза” стратегию на ближайшие 10 лет, говорит Газиев. По его словам, освободившуюся после оптимизации производственных мощностей территорию НКП собирается застроить. Какие именно объекты появятся на Петровском острове, Газиев не уточнил.

Девелоперы уже несколько лет мечтают добраться до промзоны на Петровском острове, говорит Зельдин. Это удалось лишь в прошлом году, когда один из учредителей НКП – “Ленстройматериалы” – приобрел расположенный по соседству с “Алмазом” пивзавод “Бавария” и тут же закрыл его. Как заявлял прошлой осенью предправления “Ленстройматериалов” Дмитрий Игнатьев, территорию “Баварии” планируется застроить жильем.

Козин полагает, что и на территории “Алмаза” имеет смысл строить именно элитное жилье. “Эта земля находится на некотором удалении от крупных городских улиц и при этом имеет выход к воде”, – рассуждает он. На месте верфи, говорит он, можно построить 200 000–250 000 кв. м жилья, вложив не менее $1000 в 1 кв. м. Зельдин из “Аверса” считает, что такой проект потребует около $300 млн инвестиций. Правда, Галиченко сомневается, что в ближайшие четыре года новые акционеры смогут что-нибудь оптимизировать на “Алмазе”. По его словам, мощности предприятия примерно на 80% загружены оборонными заказами до 2010 г.