ДОХОДНОЕ МЕСТО: Шопинг для мышки


По словам Натальи Жареновой, начальника управления коммерческой недвижимости компании “Русский дом недвижимости”, ежегодно спрос на площади для зоомагазинов увеличивается на 20–30%. Магазины для братьев наших меньших обживают все новые территории.

Что будет кошке на обед

В условиях рыночных отношений увеличение числа зоомагазинов объясняется экономическими причинами. “Обычная рентабельность магазина для животных составляет 20–30%, что сопоставимо с доходностью других торговых предприятий, – говорит Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood. – Самый большой оборот – до 50% и более – дают корма для животных. Далее идут аксессуары и средства по уходу (шампуни, наполнители для кошачьих туалетов, расчески, поводки и ошейники, игрушки) – это 30% от продаж. И около 20% прибыли приносит магазину торговля лекарствами”. Ирина Кузнецова, генеральный директор компании “Вега”, отметила, что самые активные покупатели зоомагазинов – это владельцы кошек, за ними идут хозяева собак, дальше по убывающей – любители птиц, рыб и грызунов.

Хотя эксперты отмечают, что в настоящее время рынок зоотоваров – один из наименее развитых сегментов ритейла. “На долю сетевых операторов приходится не более 20% рынка, тогда как остальная часть – единичные игроки, – говорит Владимир Журавлев, директор департамента коммерческой недвижимости и инвестиций компании NAI Global. – Крупных сетевых операторов в сегменте зоотоваров пока нет. Лидеры рынка – сети Cats & Dogs, “38 попугаев”, “Бетховен”, “Динозаврик” – имеют от 5 до 26 магазинов, тогда как общее число зоомагазинов в Москве составляет примерно 400”.

По словам Виктории Зайцевой, специалиста по недвижимости компании Cats & Dogs, на сегодняшний день сеть включает 26 действующих магазинов в Москве. Они располагаются в разных районах города, но подавляющее большинство все же находится в торговых центрах в западной, юго-западной и северо-западной части столицы. К примеру, зоомагазины Cats & Dogs есть в ТЦ “Квадро” на Кутузовском проспекте, в ТЦ “5-я авеню” (ул. Маршала Бирюзова), в ТЦ “Солнечный рай” (Боровское шоссе), в ТЦ “Европарк” (Рублевское шоссе), в гипермаркетах “Ашан” (84-й км МКАД и 66-й км МКАД) и по другим адресам. “Дополнительно подписано еще несколько договоров, в том числе и на 2006 г., и до конца года компания рассчитывает, что общее число магазинов достигнет 35”, – отмечает Зайцева.

В магазинах Cats & Dogs широко представлены сухие и консервированные корма от иностранных производителей для собак и кошек, лечебные корма, витамины, средства по уходу за шерстью и необходимые для домашних любимцев аксессуары – домики, диваны, лежаки, миски, поводки, ошейники, корма и подкормки для птиц, грызунов, рыб, рептилий, специальная литература по правильному воспитанию, кормлению и уходу за животными, аквариумистика и др.

Магазины сети “38 попугаев” располагаются в здании ТЦ “Глобал Сити” на ул. Кировоградской, в ТЦ “Мега” на пересечении Калужского шоссе и 41-го км МКАД, в Крылатском на ул. Осенней. В них можно купить корма, клетки, аксессуары, а также мелких грызунов и рыбок. Подобный ассортимент представлен и в зоосупермаркетах сети “Бетховен”, что находятся на Ленинском проспекте, ул. Миклухо-Маклая, ул. Люблинской, ул. Пришвина.

В отличие от сетевых операторов, торгующих преимущественно товарами для животных, “частники” привлекают посетителей как раз “живым товаром”. В магазине на ул. Стромынке в Сокольниках можно купить рыбок, птиц и земноводных. В одном из старейших в Москве зоомагазинов на Арбате всегда есть выбор самых редких карликовых пород собак и экзотических кошек, а в зоомагазине на Абельмановской улице, что в районе Таганки, – экзотов, в частности хамелеонов, геконов, крупных попугаев, пауков.

В то же время в магазине сети “Динозаврик”, открывшемся в прошлом году в просторном встроено-пристроенном магазине на ул. Полковой в Марьиной Роще, кроме широкого ассортимента кормов, средств по уходу за животными и лечебных препаратов представлены разные птицы, грызуны, экзотические животные.

Видовое разнообразие

Формат торговли зоотоварами предполагает открытие различных магазинов. Ирина Бабичева, менеджер по связям с общественностью компании United Realty Group, разделила их на три типа. Первый – это крохотные секции, часто в полуподвальном помещении или в составе небольшого магазина другого профиля, где представлен узкий ассортимент товаров, ограничивающийся сухими и баночными кормами для собак и кошек и аксессуарами. “Такие точки также могут располагаться в прикассовой зоне супермаркета на площадях 20–40 кв. м”, – добавляет Ирина Задорожко, руководитель агентства в составе компании “Магазин магазинов”.

Вторая разновидность – магазины с отдельным входом площадью от 100 кв. м и больше, при которых, как правило, располагаются салоны по уходу за животными и ветаптеки. Третий – это зоомагазины и зоосекции в торгово-развлекательных центрах или гипермаркетах.

Как отметил Янис Жуков, заместитель директора департамента маркетинга компании RIGroup, формат зоомагазина в составе торгового центра особенный, он может стать своего рода мини-якорем. Привлечение оператора зоомагазина может благотворно сказаться на общей концепции ТЦ. “Хорошим ходом традиционно считается представление “живого товара” в витрине – это помогает привлечь посетителей в зоомагазин и разнообразит интерьеры торгового центра”, – отмечает он. Владимир Журавлев отметил положительный опыт по открытию зоомагазинов в ТЦ “Мега – Теплый Стан”, “Мега-Химки”, “Глобал Сити”, “Ашан-Мытищи”, ТД “Перекресток” в Отрадном и по другим адресам. На его взгляд, появление зоомагазинов скорее имеет отношение к имиджевой составляющей торгового центра.

Как рассказал Константин Андрианов, директор департамента торговых центров компании Becar. Commercial Property, опыт по размещению зоомагазинов в ТЦ они получили в Санкт-Петербурге (Becar. Commercial Property – это питерская компания, расширившая свою деятельность в столице. – “Ведомости”). Первый зоомагазин в составе торгового комплекса открылся как раз с подачи компании. “В свое время мы подбирали арендаторов для ТЦ “Владимирский пассаж”, который открылся в 2005 г., – рассказывает Андрианов. – В помещении площадью 200 кв. м мы изначально планировали открыть аптеку, однако ее функционирование не прошло по нормативам, поэтому было принято решение разместить на ее месте зоомагазин “Леопольд” – это достаточно известная сеть отдельно стоящих магазинов, торгующих животными и товарами для них. На тот момент вблизи не было ни одного зоомагазина. Благодаря ярким витринам и широкому набору товаров и животных магазин довольно быстро стал популярным среди посетителей торгового центра”. Опыт по размещению зоомагазинов в торговых центрах Санкт-Петербурга успешно используют и другие брокерские компании.

Правила торговли

Функционирование зоомагазина сопряжено с выполнением определенных требований. Как пояснили в Роспотребнадзоре, в целом многие из них общие для всех магазинов, деятельность которых связана с продажей продуктов питания. По действующим нормам для открытия зоомагазина нужно получить разрешение в окружном отделении Роспотребнадзора, на территории которого находятся торговые площади. Как заверили в ведомстве, главным критерием является то, чтобы работа торговой точки не вызывала нарекание жильцов дома, в котором располагается магазин, или арендаторов соседних помещений. Особые требования предъявляются только в том случае, когда в магазине предусмотрена торговля животными. Такой магазин обязательно должен иметь отдельный вход, оборудован принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, водопроводом и канализацией.

Как отметил Константин Андрианов, несоблюдение норм и рекомендаций может создать серьезные проблемы и поставить под угрозу функционирование зоомагазина. Эксперт привел пример, случившийся в Санкт-Петербурге. Там один из зоомагазинов открылся в цокольном этаже торгового центра, рядом арендовали площади супермаркет, цветочный магазин, отделение банка. Чтобы сэкономить, в помещении магазина не сделали чистовой потолок. Но после открытия зоомагазина оказалось, что запахи по вентиляционным коробам стали проникать к соседям. История получила нежелательное продолжение, так как кто-то из арендаторов вызвал инспекторов Роспотребнадзора. По словам Константина Андрианова, владельца магазина от закрытия торговой точки спасло только то, что документы находились на согласовании в Роспотребнадзоре, а вопросов по остальной документации не возникло. Инспектор ограничился штрафом и обязал хозяина зоомагазина устранить недоделки, а также увеличить мощность вытяжки.

Дополнительно торговля животными требует ежегодного получения сертификатов в ветеринарной станции, обслуживающей территорию, где работает зоомагазин. “Для продажи экзотических животных также нужно иметь справки об их легальном ввозе в Россию”, – добавляет Наталья Жаренова. В штате зоомагазинов, торгующих животными, как правило, есть свой ветеринар, или магазин заключает договор с районной ветлечебницей. В частности, она занимается утилизацией погибших животных. Предвидя серьезные хлопоты, большинство владельцев зоомагазинов не стремятся торговать “живым товаром”, ограничивая ассортимент кормами и аксессуарами.

Найти место

Высокий спрос на торговые площади в Москве привел к тому, что найти подходящее помещение под зоомагазин стало крайне сложно. Как рассказала Виктория Зайцева, поиск площадей для магазинов сети Cats & Dogs на площадях торговых центров сначала был сопряжен с большими трудностями, поскольку их владельцы не хотели отдавать помещения под зоотовары. Большинство арендодателей имели предвзятое отношение к таким магазинам, ассоциируя их со старыми советскими магазинами, имеющими специфический запах. “Поэтому приходилось убеждать, показывать уже действующие магазины, расположенные в других ТЦ, и ситуация изменилась”, – говорит она.

К поиску подходящих площадей были подключены компании Colliers International, Styles & Riabokobylko, Jones Lang LaSalle, поскольку крупнейшие торговые центры, на которых ориентировалась сеть Cats & Dogs, обращаются к известным брокерам при сдаче в аренду своих площадей. По словам эксперта, на данный момент большинство торговых центров с удовольствием выделяет помещение под зоомагазины, поскольку их наличие “способствует более полному удовлетворению потребностей тех, кто стремится единовременно совершать все покупки”.

Хотя Виктория Зайцева отметила, что далеко не во всех ТЦ соглашаются на наличие в ассортименте магазина животных, скорее наоборот, многих все же отпугивает специфический запах, а также более строгие требования по сангигиене. “Мы не настаиваем ни на чем, в данном случае решение принимает именно арендодатель”, – отмечает она.

Как рассказала Ирина Кузнецова, на поиски помещения под открытие магазина “Мир увлечений” (занимает встроенно-пристроенное здание по ул. Братиславской, 31, корп. 1, площадью 600 кв. м, в состав которого входит зоосалон “Какаду” площадью 190 кв. м) потребовалось шесть месяцев. По мнению эксперта, проблема была связана с тем, что на рынке крайне ограниченно предложение торговых помещений требуемой площади, тогда как хозяин компании хотел открыть действительно хороший магазин, работающий по системе самообслуживания.

Аренда небольших помещений занимает меньше времени, а выбор их шире. Как рассказала Наталья Жаренова, несколько месяцев назад она занималась такой заявкой. Небольшое помещение с отдельным входом общей площадью 75 кв. м в полуподвале дома рядом со ст. м. “Кантемировская” нашлось довольно быстро. Но, как оказалось, помещение не было оснащено канализацией. Чтобы не терять интересное предложение, арендаторы взяли на себя решение проблемы и установили насос, который отлично справляется с большими объемами воды. “Когда в помещении стали делать ремонт, жители дома забеспокоились, предполагая, что открывается круглосуточный магазин, торгующий винно-водочной продукцией, – рассказывает она. – Но когда узнали, что в доме будет зоомагазин, успокоились, и теперь большинство из них – постоянные покупатели”. В открывшемся зоомагазине разместились два зала: первый отведен под корма, второй – под аквариумы.

Владимир Журавлев отметил, что запросы арендаторов торговых площадей зависят от формата магазина. Под зоомагазины, где будут продаваться не только корма и товары для домашних питомцев, но и животные (грызуны, птицы, земноводные, а также иногда котята и щенки), преимущественно требуются площади от 200–300 кв. м с отдельным входом. На подобные помещения приходится около 30% обращений со стороны клиентов. Наталья Жаренова отметила, что арендаторы обращают внимание на то, чтобы на площадях, где разместится секция торговли животными, не было сквозняков, а в зону расположения аквариумов не должны попадать прямые солнечные лучи, ведь подобное недопустимо при содержании рыб. А это автоматически отсекает перечень адресов, расположенных в домах с большим витринным остеклением.

Если арендаторы планируют открыть магазин, где будут продаваться только товары для домашних питомцев и сухие или баночные корма (такой формат, по мнению экспертов, самый распространенный на рынке), в заявках указываются небольшие площади, примерно 50–100 кв. м, которые могут находиться как во встроено-пристроенных зданиях, так и на площадях торговых центров. В таких заявках присутствует пожелание иметь большую витрину и как можно больше света в помещении. “Одно из главных требований – площадь зоомагазина не должна совмещаться с кафе или продуктовым магазином”, – добавляет Константин Ковалев.

Как пояснила Виктория Зайцева, зоомагазины, расположенные в ТЦ, как правило, быстрее раскручиваются, но это не означает, что они обязательно будут успешнее открытых в отдельно стоящих или встроено-пристроенных магазинах. Многое зависит и от района, и от успешности самого ТЦ. “Зачастую владельцы домашних животных должны привыкнуть к магазину, тогда они скорее всего станут постоянными клиентами”, – поясняет она.

Строгих территориальных предпочтений у арендаторов нет, но большинство из них, по мнению Ирины Задорожко, все же предпочитают размещение рядом с супермаркетами в крупных жилых массивах или на основных магистралях (Ленинский, Кутузовский проспекты). А Владимир Журавлев отметил преобладание заявок на площади в торговых центрах, расположенных в спальных районах между ТТК и МКАД. “Подобные объекты позиционируются как места семейного досуга, что увеличивает перспективность размещения здесь зоомагазинов”, – говорит он.

Бремя арендных платежей

Тормозят развитие организованной торговли зоотоварами высокие ставки арендной платы. “Нередки случаи, когда даже сетевые операторы не могут позволить себе арендовать помещения в современных торговых комплексах, останавливая свой выбор на помещениях на 1-х этажах жилых зданий”, – говорит Владимир Журавлев. Так, в течение 2004–2005 гг. в практике компании было несколько случаев, когда клиенты интересовались помещениями в крупных торговых центрах, но во всех случаях их не устроила ставка аренды. Виктория Зайцева согласилась, что сейчас ситуация острая не столько с поиском помещений – в данном случае, по ее словам, все дело в оперативности, – а в ценовой политике арендодателей. Наталья Жаренова пояснила, что вид деятельности, которым собирается заняться арендатор торговых площадей, никак не отразится на установленных платежах. И для зоомагазина арендная ставка будет такая же, как, к примеру, и для магазина одежды.

По словам Яниса Жукова, арендные ставки зависят от класса магазина, расположения секции на его площади. Ирина Задорожко рассказала, что за помещение в прикассовой зоне площадью до 40 кв. м арендатор заплатит $1300–1500 за 1 кв. м в год, включая НДС, коммунальные платежи и эксплуатацию. Если секция по продаже кормов для животных располагается в концептуальном торговом центре, ставки доходят до $2000 за 1 кв. м в год. Константин Ковалев подтвердил, что арендные ставки для зоомагазинов те же, что и для других объектов торговой галереи, т. е. скидок за “профильность”, как в случае с якорными операторами, здесь нет. Однако бывает, что зоомагазины платят и $3000 за 1 кв. м в год, если проходимость хорошая (например, зоомагазин на Арбате).

Для магазинов площадью до 100 кв. м в составе торговых центров действующие ставки – до $1000 за 1 кв. м в год, а в магазинах с отдельным входом площадью 200–300 кв. м арендные платежи доходят до $600–800 за 1 кв. м в год. Ирина Кузнецова отметила, что предложений, не превышающих $500 за 1 кв. м в год, на рынке мало и можно считать большой удачей, если такое помещение удалось найти.

Бремя арендных платежей большинство операторов зоомагазинов намереваются компенсировать расширением ассортимента товаров и предоставляемых услуг. Поэтому в их перспективных планах намечено расширение не только в границах города, но и за его пределами. Например, Виктория Зайцева не исключает, что сеть Cats & Dogs будет также развиваться в Санкт-Петербурге. Заявки на поиск новых площадей поступают к брокерам как от крупных сетевых операторов, так и от частных предпринимателей.

Рост экономического благосостояния москвичей позволяет им тратить больше денег на своих питомцев, поэтому эксперты прогнозируют в будущем увеличение числа магазинов по продаже зоотоваров. Татьяна Борисова, консультант отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle, предполагает, что будут появляться более форматные магазины с большим ассортиментом и разнообразием брендов по торговым группам. “Что-то вроде супермаркетов для братьев наших меньших”, – говорит она.