“Гжелка” вернется на рынок


В декабре 2005 г. сотрудники УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга арестовали примерно 600 000 бутылок водки “Гжелка”, находившихся на складе “Алко-Балт”. Поводом для проверки стала жалоба Юрия Локтионова, гендиректора ООО “Гжелка” (“дочка” ЛВЗ “Ливиз”), которое спорило с ТПГ “Кристалл” за право выпускать продукцию под маркой “Гжелка”. “Алко-Балт” пыталась оспорить изъятие в суде. По словам гендиректора компании Николая Царева, свою правоту ей удалось доказать лишь в третьей инстанции. В начале июля Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа встал на сторону “Алко-Балт” и признал, что арестованная водка находится в законном обороте, говорит Царев. Связаться с судом не удалось. Однако об освобождении “Гжелки” знает один из участников рынка.

Стоимость изъятой партии Царев оценивал в 54 млн руб. с учетом акцизных сборов и наценки дистрибутора. Участники рынка считают, что это достаточно крупная партия для петербургского алкогольного рынка, емкость которого, по словам начальника отдела PR компании “Ладога” Анны Симоненко, от 4,2 до 4,8 млн дал в год. Директор по развитию водочного завода “Дионис” Максим Черниговский оценивает объем изъятого алкоголя в 10% от месячного потребления водки в Петербурге. С ним согласен и директор по маркетингу РВВК Герман Климовский.

Правда, сразу отправить водку в розницу дистрибутор не сможет, ведь на бутылках наклеены акцизные марки старого образца. “Бутылки придется везти на калужский “Кристалл”, подождать, пока будут наклеены новые марки, и только после этого водку можно будет продать”, – говорит Царев. Перевозка обойдется, по его словам, примерно в 1,2 млн руб.

“Алко-Балт” не повезло, отмечают участники рынка. Прими арбитраж решение месяцем раньше, компания реализовала бы хоть часть этой партии. До 1 июля, когда начала действовать новая система учета алкогольной продукции, они смогли бы продать часть этой водки, считает Черниговский. По требованиям налоговиков замена акцизных марок должна быть завершена до 1 сентября, напоминает исполнительный директор алкогольного направления “Веды” Жанна Булавчик. По ее словам, водку удастся продать только через несколько месяцев. Реализация алкоголя затруднена, поскольку около 90% розничных точек до сих пор не попали в единую государственную автоматизированную информационную систему учета алкогольной продукции (ЕГАИС), объясняет она. “Для дистрибутора это очень серьезные проблемы, которые могут закончиться фатально”, – констатирует Булавчик. Климовский из РВВК считает, что проблемы с реализацией возникнут не только из-за сбоев ЕГАИС, но и из-за падения популярности марки. По его словам, 600 000 бутылок – годовой объем “Гжелки” для петербургского рынка.