Имя вместо самолета

Конвертопланы V-22 Osprey никак не научатся летать/ USAF

Других крупных контрактов российский авиапром в Фарнборо не ждет. “Основной интригой все же будет битва гигантов – Boeing и Airbus”, – констатирует гендиректор UTair Андрей Мартиросов. Проблемы сыпятся на Airbus и его основного владельца – EADS одна за другой. Полугодовые показатели Airbus и Boeing по заказам на гражданские лайнеры 117:480 весь рынок обсуждает, как счет футбольного матча. Американцы втрое обошли европейцев по контрактам на дальнемагистральные новинки – Boeing 787 Dreamliner. Его европейский конкурент А-350 (с $5-миллиардным бюджетом) не вызвал такого интереса. Проект двухпалубного суперлайнера А-380 на год отстал от графика и на 30% превысил изначальную смету в $12 млрд. Заказчики уже завалили Airbus претензиями, но выпускать на рынок новинку ее создатели не спешат из-за 20-километрового шлейфа турбулентности. Сбой в программе уже стоил самой EADS 40%-ного падения котировок (с 34,8 млрд евро в марте), а двум топ-менеджерам компании – карьеры. Сегодня утром новый гендиректор Airbus Кристиан Штрейф проведет “очень продолжительный” брифинг, говорит российский пресс-секретарь Airbus Александр Бочаров. От Штрейфа ждут объявлений о новой стратегии Airbus и деталей новой программы А-350 – сроки выпуска, цена, скорость и параметры лайнера. Гендиректор Emirates Тим Кларк, один из крупнейших клиентов Airbus, уже предупредил, что производитель проиграет, если не представит наконец новый лайнер взамен А-350, пишет The Wall Street Journal. А вице-президент Boeing Майк Бэйр, руководитель программы B-787, напомнил, что и другой крупный заказчик – Singapore Airlines уже подписал с Boeing соглашение о намерениях о закупке 20 “лайнеров мечты”. Руководители Boeing и Airbus встретятся на салоне с гендиректором “Аэрофлота” Валерием Окуловым, чтобы обсудить его затянувшийся тендер на поставку 22 лайнеров B-787 или A-350, говорят близкие к авиастроителям источники. Эта $3-миллиардная сделка должна стать крупнейшей для российского рынка.

Ребрендинг и рекламную кампанию SuperJet-100 государственный авиастроительный холдинг “Сухой” заказал британскому агентству The Square (специализируется на рекламе для авиарынка). Новые слоганы лайнера – super comfort (“суперкомфорт”), super quality (“суперкачество”) и другие вариации со словом super на английском. Русских эквивалентов еще нет, рассказывают два близких к “Сухому” источника. Три основных цвета компании – темно-синий, серебряный и красный. Представители госхолдинга до официальной презентации этот проект не комментируют. Один из собеседников “Ведомостей” рассказал, что этот вариант ребрендинга был единственным и утвердили его без фокус-групп, узнав лишь мнение сотрудников “Сухого”. Бренд SuperJet всем понравился, ведь лайнер предназначен прежде всего для экспорта. Авиаторы восторгаться не спешат. “Хотелось бы уже увидеть сам самолет”, – говорит топ-менеджер одного из российских перевозчиков. Хотя первый полет новинки намечен на 2007 г., участникам авиасалона не удастся увидеть даже его макет. Как и два года назад, “Сухой” привез на Farnborough только фрагменты лайнера – макет кабины пилота, кусок салона и макет кухни SuperJet.

Тем не менее производитель этого лайнера планирует подписать на салоне минимум один новый контракт – с KrasAir на 30 лайнеров общей стоимостью около $800 млн. В KrasAir такие планы подтверждают. Посредником в сделке планирует стать “Ильюшин финанс” (ИФК), говорит представитель ИФК Андрей Липовецкий. Сама ИФК тоже подпишет контракт общей стоимостью от $213 млн с самарским “Авиакором” на 25 самолетов Ан-140, добавляет Липовецкий. Вместе с Миг-29 Ан-140 будет участвовать и в показательных полетах.

От Boeing на этом салоне ждут бенефиса. Как минимум, это будут новые заказы на B-787 и скорее всего возврат лидерства по итогам года, уверен эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. На прошлогоднем салоне в Ле-Бурже джекпот сорвал Airbus – $33,5 млрд из общих $50 млрд (280 лайнеров, включая соглашения и контракты на 125 А-350).

Звездой показательных полетов, назначенных на субботу – воскресенье, все называют суперлайнер A-380, дебютировавший в Ле-Бурже. С интересом ждут и полетов двух конвертопланов V-22 Osprey (гибрид самолета и вертолета) совместной разработки Boeing и Bell Helicopter. Летные испытания Osprey продолжаются больше 15 лет, и даже их путешествие в Фарнборо не обошлось без проблем: одна из машин делала вынужденную посадку из-за неполадок с двигателем.