“Лукойл” добрался до Западной Африки


“Лукойл” в 2005 г. добыл 90,1 млн т нефти и переработал 47,4 млн т. Выручка за 2005 г. по US GAAP – $56,2 млрд, чистая прибыль – $6,4 млрд. Топ-менеджеры компании контролируют 20,6% ее акций. У американской ConocoPhillips – 18%, у российских физлиц – 3,9%, остальные бумаги обращаются на биржах. Оператором зарубежных добычных проектов является ее “дочка” – “Лукойл Оверсиз”.

Petroci Holding создана в 1975 г., 100% ее акций принадлежат государству. В состав холдинга входят upstream-подразделение, газораспределительная сеть и нефтесервисная компания. Компания добывает 100 000 баррелей в день, 2/3 из которых приходятся на месторождение Baobab, расположенное в 15 км от блока CI-205. Oranto Petroleum – “дочка” Atlas Petroleum International, принадлежащей нигерийскому принцу Артуру Эзе. Компания работает на 10 блоках в Нигерии, Экваториальной Гвинее и Кот-д’Ивуаре и добывает 10 000 баррелей нефти в день.

Блок CI-205 площадью около 2600 кв. км находится на глубоководном шельфе Гвинейского залива в 100 км от побережья республики Кот-д’Ивуар. СРП по проекту подписано в июле 2001 г. На блоке проведена сейсморазведка, и вскоре консорциуму предстоит бурение первой разведочной скважины. По истечении семилетнего разведочного периода в случае обнаружения промышленных запасов разработка будет вестись в течение 25 лет с возможностью продления еще на 10 лет.

Приобретение актива в Кот-д’Ивуаре – первый этап в создании нового для “Лукойл Оверсиз” центра нефтедобычи в Западной Африке, пояснил “Ведомостям” начальник управления общественных связей компании Кирилл Смоляков. “Такие центры мы создаем в наиболее привлекательных для нас регионах мира, – говорит он. – Это Центральная Азия, Ближний Восток, Северная Африка, Латинская Америка”. О прогнозных ресурсах приобретенного блока и необходимых инвестициях для его освоения, по словам Смолякова, говорить преждевременно.

“Это, безусловно, венчурный проект, – отмечает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. – Но то, что блок расположен в западноафриканском нефтеносном поясе, дает определенную надежду на его успех. Вероятность обнаружения там коммерческих запасов такая же, как на нигерийском шельфе, где уже вовсю идет добыча”. С учетом того, что на участке проведена сейсморазведка, стоимость доли, приобретенной “Лукойлом”, эксперт оценивает в $30–40 млн. А на доразведку, в том числе и бурение первой скважины, российская компания, по его мнению, может потратить еще $40–50 млн. С тем, что этот проект рисковый, согласен и Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. Но, говорит он, даже если инвесторы потерпят неудачу, “Лукойл” первым в России приобретет ценный опыт работы на глубоководном шельфе. “Это пригодится в дальнейшем, ведь на морских месторождениях в мире добывается 20% нефти, и эта доля будет расти”, – прогнозирует эксперт.