По щучьему велению


До того как основать собственный бизнес, Ольга Романенко, инженер-технолог по образованию, два года работала председателем профкома одного из районных отделений Астраханского областного рыболовного потребительского союза. “Серьезных намерений заниматься туризмом у меня не было, – признается она. – Я была абсолютно уверена, что моя карьера будет развиваться по профсоюзной линии”. Планы резко изменились, когда в 1990 г. в союз обратилось руководство небольшой немецкой турфирмы с предложением организовать в дельте Волги охотничий и рыболовный бизнес. А Романенко поручили параллельно с профсоюзной работой тянуть на себе развитие туризма в одном из подразделений союза – охотхозяйстве “Лотос”.

“Начинать приходилось с нуля, – вспоминает Романенко. – В регионе не было ни одной фирмы, специализирующейся на организации рыбалки и егерских услугах”. Первая серьезная проблема с сервисом возникла, когда в “Лотос” приехали туристы из Германии. “В то время в России отсутствовало баночное пиво, а разливное, как оказалось, немцы не пили вовсе. То же с сигаретами – курить они предпочитали дефицитные марки Marlboro и Bond, что для нас было настоящей головной болью”, – вспоминает Романенко. Стремясь во всем угодить клиентам, первые два года охотхозяйство привозило пиво из Германии, а сигареты заказывало через облрыбпотребсоюз. И старания были вознаграждены: немцы стали не только постоянными клиентами “Лотоса”, но и научили астраханских предпринимателей тонкостям рыболовного бизнеса. К примеру, вместо алюминиевых лодок были заказаны пластиковые: многоопытные немцы подсказали, что пластиковые почти не шумят, а значит, не распугивают при приближении рыбу.

Низкий старт

В “Лотосе” Романенко отработала семь лет, получила более подходящее образование (“социально-культурный сервис и туризм”), а затем решилась отправиться в самостоятельное плавание. И выбрала она для этого едва ли не самое неудачное время – сентябрь 1998 г. Вернее, именно кризис и помог основать ей собственное дело. Надломленный им Астраханский порт распродавал убыточные пристани, одну из которых купила Романенко, вынув из семейных сбережений 25 000 руб. – немногим больше $1000.

За эти деньги – “практически за бесценок”, признает она, – она стала владелицей двухэтажного здания в 600 кв. м, которое задумала переоборудовать в гостиницу – турбазу “Ольга”. Помогать ей в этом начинании стала перешедшая вслед за ней из “Лотоса” команда из семи человек: три егеря, горничная, администратор, переводчик и повар – все, кто нужен для обслуживания туристов.

За недостающими туристами Романенко отправилась в Москву. “Первое время приходилось трудно – если бы не дружеские отношения с многочисленными партнерами, бизнеса могло бы и не быть”, – признается она. Первым делом Романенко обратилась в столичный клуб рыболовных путешествий “Найт флайт тревел”, где ей сделали 100%-ную предоплату в счет обслуживания будущих групп. Навстречу пошли и знакомые руководители торговых фирм, предоставив Романенко возможность приобрести в рассрочку всю необходимую для гостиницы мебель. Щедрость партнеры объясняют перспективностью проекта. “На рынке это был один из первых туров в Астраханскую область, естественно, он не мог нас не заинтересовать”, – объясняет свой жест гендиректор “Найт флайт тревел” Алексей Чернушенко. По его словам, уже на второй год работы туристическая база “Ольга” вышла на 75%-ную заполняемость сезона [апрель – ноябрь], что для едва сформировавшейся отрасли считалось большим достижением.

Проблем с клиентами у Романенко нет и сегодня – путевки на все виды туров проданы уже на 2007 г., при том что недельный рыболовный тур с размещением в номере люкс стоит $1200, а охотничий – около $1400. В штате – 30 человек. В 2005 г. оборот базы составил порядка $400 000 при средней рентабельности в 14%, при этом ежегодный прирост оборота составляет в среднем 10%.

Основной костяк клиентов Романенко – опытные туристы из Екатеринбурга, Челябинска, Башкирии, Санкт-Петербурга, Омска, а также Германии, Польши и стран Прибалтики. Один из ее постоянных клиентов, спикер Московской областной думы Валерий Аксаков, признался, что каждый раз покидает базу с сожалением. “Как нигде больше, [у Романенко] чувствуешь заботу и внимание со стороны всего персонала, начиная с тех, кто заправляет лодку и помогает ее швартовать, и заканчивая поварами, которые, прежде чем что-то приготовить, всегда поинтересуются твоими предпочтениями”, – говорит он.

По мнению Чернушенко, свою нишу астраханская предпринимательница заняла “навсегда”, добавляя, что из более чем 300 существующих здесь баз успешно развиваются всего 5–6. “У предпринимателей нет навыков управления персоналом, не хватает опыта, многие совершают ошибки еще на стадии выбора места расположения базы и концепции объекта”, – говорит он.

Водораздел

Доходность турбизнеса в Астрахани в ближайшие годы будет только расти. По данным ежегодно проводимых исследований компании “Комкон”, с 2002 по 2005 г. количество увлекающихся рыбалкой людей увеличилось с 14,7% до 22,1%. При этом за последний год туристов, которые отправляются в туры по дельте Волги, стало более чем в два раза больше, говорит директор по коммуникациям Мария Вакатова.

Конкуренты Романенко причисляют ее бизнес к разряду “семейных”, главным преимуществом которого считают возможность самостоятельно контролировать все процессы, что значительно снижает себестоимость услуг. “Это одна из первых туристических баз, появившихся в дельте Волги”, – говорит Владимир Фиалкин, гендиректор астраханской туристической фирмы “Тинтур”, входящей в столичный холдинг “По клевым местам”. Он признает, что, несмотря на свои небольшие масштабы, сегодня турбаза “Ольга” “достойно” конкурирует с крупными операторами, пришедшими сюда в начале 2000-х гг. “У Романенко сложился имидж доброжелательной хозяйки – едут к Ольге, а не на турбазу”, – добавляет Чернушенко из “Найт флайт тревел”.

В то же время участники рынка отмечают, что работать только в дельте Волги рискованно. “Каждый сезон начинается с вопроса о том, разрешат в этом году рыбалку или нет”, – говорит Фиалкин, добавляя, что до сих пор эти вопросы решались через коллективные обращения в областную администрацию. Романенко планирует оформить в аренду гектар земли недалеко от гостиницы и построить там пляжный комплекс. Предполагается, что на это уйдет порядка $300 000. “Поскольку лето довольно вялый сезон для рыбалки [пик рыбалки приходится на апрель – май и сентябрь – октябрь], его нужно заполнять семейным отдыхом”, – считает она.