Ритуальная демократия


Президент США Джордж Буш первым из лидеров “восьмерки” прибыл в Санкт-Петербург. Но прежде чем отправиться на ужин в Константиновский дворец, Буш встретился с представителями 16 российских неправительственных организаций. На встрече он подчеркнул, что его молодые собеседники представляют будущее России, которую он надеется видеть демократической. Буш признался, что хочет получить аргументы, которые можно было бы использовать в диалоге с Путиным, и напомнил, что по многим принципиальным вопросам он не разделяет взглядов российского коллеги.

Ирина Ясина из “Открытой России” заявила, что страна стала похожа на авторитарную державу, хотя власть говорит о торжестве суверенной демократии. Она напомнила про заключенных Михаила Ходорковского и Светлану Бахмину, дала отрицательную оценку закона об НПО: “Он весь плохой”. Президент Буш сказал в ответ, что “любое цивилизованное общество основано на ценностях свободы, достоинстве и правах человека”, и сделал пометки в блокноте. Руководитель правозащитного центра “Демос” Татьяна Локшина рассказала о произволе правоохранительных структур на Северном Кавказе. По ее словам, Буш разделил мнение, что методы контртеррористической операции на Кавказе могут привести к размножению террористов, но подчеркнул, что к Ираку это не относится. Совладелец сети газет “Мой район” Григорий Кунис понял, что у Буша нет иллюзий о свободе слова в России. “Монополия на мнение никогда ни к чему хорошему не приводит”, – заявил американский президент. Позже помощник президента Сергей Приходько напомнил, что Путин, как и Буш, тоже участвовал в форуме неправительственных организаций накануне саммита: “Мы удовлетворены тем, что этот стиль общения с НПО разделяется коллегами президента [Путина]”.

Проблемы демократии Буш обсуждал с Путиным в субботу. После встречи Буш признал, что “в России есть демократия российского стиля”, но предоставил возможность Путину высказаться на этот счет самому. Потом добавил, что способствует “развитию институтов в разных частях мира, например в Ираке”, где уже есть свобода религии и свобода прессы, и заметил, что именно этого многим не хватает в России. “Нам бы, конечно, не хотелось, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке, скажу честно”, – под смех зала ответил Путин.

Публичная пикировка Путина и Буша по вопросам демократии в России уже имела место – на саммите в Братиславе в феврале 2005 г. По мнению Алексея Малашенко из Московского центра Карнеги, их дискуссия носит во многом ритуальный характер, поскольку ни одна из сторон не рассчитывает всерьез изменить позицию партнера. Накал дискуссии на сей раз слабее, чем был на саммите в Братиславе, считает эксперт.

Прочие участники саммита говорили о намерении обсудить проблемы демократии в России на личных встречах с Путиным. Об этом заявлял премьер-министр Канады Стивен Харпер и премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Премьер-министр страны – председателя Евросоюза, Финляндии, Матти Ванханен в субботу ограничился замечанием, что у России есть ресурс для совершенствования демократии.

Источник в Кремле констатировал, что тема демократии не была поставлена во главе угла саммита, а то, что о ней говорили некоторые лидеры, – это “не более чем дань традиции” и последствие “информационной атмосферы” накануне саммита.

Не удалось президентам согласовать позиции и по ливано-израильскому конфликту. Буш убежден, что во всем виновата “Хезболла”, которая не только захватила израильских солдат, но и “запускает ракеты из Ливана”. Блэр также возложил вину за кризис на экстремистов, которых, по его словам, поддерживают Ливан и Сирия. Президент Франции Жак Ширак счел использование силы Израилем “чрезмерным” и призвал к перемирию, назвав действия “Хезболлы” “неприемлемыми и безответственными” и указав на поддержку движения Сирией и Ираном. А Путин, осудив террористов, атаковавших Израиль, подчеркнул, что использование силы должно быть пропорциональным. Развертывая крупномасштабную военную операцию в Ливане, Израиль помимо возврата похищенных боевиками “Хезболла” военнослужащих может преследовать и более широкие цели, предположил он.

Разные позиции лидеров “восьмерки” в вопросе ливано-израильского конфликта кремлевский чиновник не склонен называть расколом: “Все понимают, что надо прекратить эскалацию конфликта и вернуть процесс в мирное русло”. А президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что ливанский кризис не только продемонстрировал различные подходы к ситуации в регионе, но и отвлек внимание членов “восьмерки” от обсуждения ядерной программы Ирана, позволив иранскому руководству выиграть время в противостоянии с Западом.

Впервые страна – председатель “восьмерки” столкнулась с таким неприятием своей роли в организации, говорит Александр Рар из германского Совета по внешней политике. США предприняли целый ряд жестов, чтобы подчеркнуть негативное отношение к происходящему в России, и самым сильным из них стал отказ от подписания с Москвой соглашения по ВТО. Критика в адрес Москвы была ожидаемой, но сам факт проведения саммита в Санкт-Петербурге будет способствовать укреплению международного авторитета России. Поэтому саммит можно в целом считать успешным для России, заключает Рар.