Скрепка на дом


Первый коммерческий опыт уроженец канадского городка Белкарра Кайл Макдональд приобрел в 11 лет: “Мы с братом решили в жару продавать перед домом холодный чай. За четыре часа мы заработали десять долларов”. Прежде чем стать звездой Интернета и совершить операцию, достойную Книги рекордов Гиннесса, Кайл защитил степень бакалавра географии в Университете Британской Колумбии. По специальности практически не работал. Своими главными жизненными достижениями до интернет-акции он считает изобретение некоей детской игры, посадку сотен тысяч деревьев во время сезонных работ и доставку тысячи порций пиццы.

Год назад, 15 июля, Кайл опубликовал на своем блоге сообщение о том, что ему и его подружке нужен дом и он намерен получить его путем серии обменов. Начать обмен он решил с обычной красной канцелярской скрепки. Слух о забавной акции облетел Интернет – игра превратилась в реальное дело. Вскоре скрепку парень обменял на стержневую ручку в виде рыбки, ручку-рыбку – на дверную ручку-рожицу, а ту – на старенькую газовую печь для барбекю. Дальше больше. Печь была обменяна на электрогенератор. Генератор – на бочонок пива Budweiser и неоновую вывеску с такой же надписью. После шумихи в прессе ставки возросли. За бочку с пивом дали снегоход, за снегоход – турпутевку в канадский городок Йак, за турпутевку – автофургон, за фургон – контракт на запись аудиоальбома и сутки бесплатного пребывания в японском стриптиз-баре. “Когда начинал акцию, у меня не было никакой стратегии, – вспоминает Макдональд. – Конечно, я опасался, что очередной обмен может оказаться невыгодным, но понимал: непоправимых ошибок быть не может, просто после плохого бартерного хода нужно будет потрудиться, чтобы поправить ситуацию и найти более выгодную сделку”. Контрактом на запись альбома заинтересовалась молодая начинающая певица Джоди Грант, которая предложила за него год бесплатного проживания в ее домике в штате Феникс. Именно это нужно было сотруднице рок-певца Элиса Купера, который согласился обменять годовую ренту на “день с Купером”. Важным принципом игры было отсутствие любых денежных операций. “Это должен был оказаться чистый обмен”, – повторяет Макдональд.

День с Купером был “выкуплен” за коллекционный рождественский сувенир группы Kiss, а тот – за роль в мыльной опере. Макдональд и не ожидал, что при следующем обмене получит дом. “Идея приобрести контракт в обмен на дом пришла мне, – говорит Берт Роэч, директор по связям с общественностью мэрии канадского городка Киплинг. – Мне удалось убедить отцов города, что эта сделка привлечет не только деньги, но и внимание к нашему городку”. Одна из основных статей дохода этого городка – туризм. Формула обмена проста: у семьи Пэлл было решено выкупить старый двухэтажный особняк площадью 1100 кв. м, где давно уже никто не живет, и отдать его Макдональду. Контракт же на роль в сериале продать на местном аукционе, а все вырученные деньги направить на благотворительность. По его мнению, городской администрации дом обойдется не более чем в 100 000 канадских долларов (около $80 000). Новоселье в городе Киплинг назначено на начало сентября. “Это будет праздник для всего города”, – уверяет Берт Роэч. До того Макдональд собирается сделать в доме капитальный ремонт, но и кроме этого у него хватает забот. Его сайт www.oneredpaperclip.blogspot.com бьет все рекорды популярности (на время подписания номера его посетили более 6,5 млн человек). Так что отвечать на “приветы” просто нет времени, тем паче что недавно он получил из Голливуда предложение экранизировать историю. Нужно ли говорить, что “да” Макдональд ответил сразу, сейчас идут переговоры о деталях сделки, распространяться о которых он отказался.

Повторить рекорд канадца сегодня пытаются не только у него на родине, но и в Южной Америке, Европе, Азии и Австралии. Правда, везет не многим. К примеру, американцу Эндрю Рэндаццо удалось за четыре месяца желтую скрепку в шесть ходов обменять на “Понтиак”. “Найти людей, поддержавших мой проект, было не так уж и сложно, – говорит Рэндаццо. – Но пришлось попотеть, чтобы создать сайт и сделать его действительно популярным. Однако игра стоила свеч”. Его соотечественник Дональд Бимен попытался обменять на авто синюю скрепку, но, несмотря на отличное оформление сайта, он получил за несколько месяцев не более 500 посетителей – и пока ни одного стоящего предложения. История Кайла Макдональда давно будоражит и российский Интернет, но пока любые попытки на блогах обменять скрепку, карандаш или иголку ни к чему серьезному не привели. “Активность российских интернет-пользователей вопреки расхожему мнению мало уступает активности американцев, – утверждает Олег Николаев. – По количеству блогов мы уступаем только США”. По его мнению, мода на подобные обмены у россиян еще впереди. Иван Засурский, директор лаборатории медиакультуры, коммуникации и цифровых технологий факультета журналистики МГУ, считает, что в России подобные сделки не новость. “Весь отечественный бизнес 90-х гг. был похож на подобную игру, когда скрепку меняли на заводы и фабрики. Теперь, возможно, этот принцип опробуют и в нашем Интернете”, – полагает Засурский.