ВДАЛИ: Деньги вторичной переработки


Неутилизованный мусор наносит вред экологии, стихийные свалки отравляют почву – эти истины легли в основу государственной политики Финляндии, где “мусорную” проблему научились не только решать у себя дома, но и экспортировать технологии ее решения за рубеж.

Утилизация по-современному

“Даже в экологически благополучной Финляндии примерно 15 000–20 000 загрязненных участков, – говорит Таина Ноопила, руководитель отдела по экспорту компании Ekokem (компания занимается обработкой и утилизацией опасных отходов). – В настоящее время в стране насчитывается примерно 250 свалок, к сожалению, не все из них отвечают современным требованиям к захоронению отходов”. Справедливости ради надо отметить, что число “несовременных” свалок постоянно снижается. Так, с 1999 г. их количество уменьшилось более чем вдвое: закрываются старые, открываются новые.

“Правильно организованная небольшая свалка обойдется инвестору как минимум в 1–2 млн евро”, – заявляет Паси Cильвеннойнен, заместитель руководителя отдела по экспорту компании Ekokem. Примерно столько стоит закрытый полигон, расположенный на территории завода Ekokem в Риихимяки.

Ekokem – небольшое предприятие, которое с 1984 г. занимается сбором и термической обработкой опасных органических отходов. С 1986 г. компания расширила свою деятельность за пределы Финляндии и стала перерабатывать импортируемые отходы. На сегодня Ekokem работает с 30 странами, Россия в их число не входит. “Мы надеемся, что пока не входит, – добавляет Таина Ноопила. – Мы неоднократно выходили с предложениями о сотрудничестве на российские власти и надеемся, что когда-нибудь получим положительный ответ. В первую очередь нас интересует московский и санкт-петербургский регионы”.

Возможно, представителей Ekokem вдохновляет реализованный в Московской области проект другой финской компании, занимающейся сервисным и техническим обслуживанием предприятий и объектов недвижимости, а также экологическим менеджментом, – Lassila & Tikanoja plc (L&T). В мае 2005 г. в Дубне начало работать совместное российско-финское предприятие Ecosystem LLC (L&T Ecosystem). 74% акций принадлежат L&T, другими акционерами являются г. Дубна и руководство предприятия. Его клиентами стали промышленные и государственные организации города, а также частные лица.

“Методы работы нашего СП отвечают потребностям и взглядам руководства города в отношении экологического менеджмента, – говорит Мартин Форсс, директор по корпоративному планированию и развитию L&T. – Мы предоставляем Дубне наилучшее международное ноу-хау в этой области. Вместе мы будем стремиться к тому, чтобы город в этом отношении стал примером, достойным подражания в Российской Федерации. L&T Ecosystem выступает как основа развития и роста бизнеса по утилизации отходов в Дубне и прилегающих к городу регионах”.

Компания ведет переговоры и по другим проектам экологического менеджмента в России. “В начале мая 2005 г. мы начали свою деятельность в Москве, после того как L&T купила бизнес фирмы Alfa Cleaning, предоставляющей услуги по уборке помещений”, – продолжает Мартин Форсс. По словам представителя L&T, в течение 2006–2007 гг. основные усилия компании будут связаны с инвестициями в предприятия по переработке вторичного сырья и расширением ее международной деятельности. В более длительной перспективе L&T будет стремиться занять ведущие позиции в сфере экологического менеджмента в странах Балтии и выбранных компанией регионах России.

То, что задачи по “проникновению” в российский бизнес, связанный с переработкой и утилизацией отходов, рассматриваются финскими компаниями как долгосрочные, подтверждает и Таина Ноопила. Пока что Ekokem ежегодно перерабатывает более 120 000 т опасных отходов, значительная часть которых поставляется из-за границы, в основном из европейских стран. С момента основания компании в 1979 г. переработано 2 млн т опасных отходов. Основным методом их утилизации является инсинерация (сжигание) при температуре около 1300 градусов Цельсия во вращающейся камере сжигания. По словам Паси Cильвеннойнена, “длительный поэтапный процесс инсинерации и высокоэффективная система газовой обработки гарантируют наиболее оптимальные результаты без вредных выбросов в окружающую среду”.

Высвобождаемая в процессе горения опасного мусора электроэнергия обеспечивает более половины энергетической потребности близлежащего города Риихимяки и полностью покрывает собственные нужды предприятия. Конечный продукт (гальванический шлам) используется для уплотнения специальных полигонов, предназначенных для захоронения отходов. 80% золы, получающейся в ходе обработки отходящих газов, повторно используется в качестве сырья за границей. Переработанная загрязненная почва используется для земляных строительных работ; из черных моторных отработанных масел производятся очищенные вторичные масла; процент вторичного использования стекла и алюминия из отслуживших свое люминесцентных ламп составляет более 90%; при переработке холодильников содержащийся в них фреон немедленно регенерируется, а 95% пластика и металла повторно используется в качестве сырья.

Такой популярный рециклинг

Вторичное использование переработанного мусора и отходов – одна из успешно развивающихся в Финляндии отраслей. Хотя крупных предприятий, предлагающих комплексный рециклинг, в стране немного. Лидирующую позицию занимает уже упомянутая L&T. “Подавляющее большинство финских компаний рассматривают экологический менеджмент как неотъемлемую часть своей корпоративной стратегии, – говорит Киммо Лааксонен, руководитель отдела рециклинга L&T. – Мы готовы им в этом помочь. Мы стремимся быть постоянной частью коммерческого процесса у наших клиентов”.

Компания принимает самый разнообразный мусор: строительный, промышленный, произведенный предприятиями торговли, офисными учреждениями и т. д. Вторичной переработке подвергаются бумага, картон, пластик, металл, стекло. А автомобильные шины измельчаются и используются, к примеру, при оборудовании специальных полигонов для мусора в качестве изолирующей “прокладки” для почвы.

Услуги, связанные с мусором, дешевыми не назовешь. К примеру, для компаний только пошлина за обработку смешанного мусора составляет 97,5 евро с каждой тонны. Что касается утилизации отслуживших свой век автомобильных шин, то с июня 1996 г. в Финляндии действует специальная программа, обязательная для работающих на территории страны производителей и импортеров данного вида продукции. Все они обязаны принимать от потребителей использованные шины и отправлять их на переработку. Потребители могут привезти свои шины любому дилеру, который транспортирует их в пункты по переработке; всего в стране их насчитывается 140 плюс семь специальных терминалов L&T.

К 2000 г. 90% шин отправлялись на рециклинг. Пошлина за переработку уже включена в продажную цену новых шин. Для легковых машин она равна 1,85 евро, для грузовиков – 8,30 евро (с каждой машины). Дилер возвращает сумму пошлины производителю, который переводит ее в созданную предприятиями шинной индустрии организацию Finnish Tyre Recycling Ltd. Эта организация использует полученные средства для оплаты услуг по рециклингу. Основным оператором по переработке использованных шин является L&T Oyj.

Вывезли и забыли

Ситуация с утилизацией и переработкой мусора в России, по признанию экологов и экспертов, находится на уровне развивающихся стран. Ежегодно только Москва “производит” 10–13 млн т разнообразных отходов, большая часть из которых вывозится на подмосковные свалки и там складируется. Ежемесячно каждый московский житель платит за вывоз мусора 15 руб. (примерно $6 в год). Для сравнения: обитатели Хельсинки отдают муниципалитетам за подобные услуги ежегодно 40 евро.

“Проблема утилизации урбанистических отходов является одной из самых важных проблем жизнедеятельности городов, – говорит Валех Рзаев, руководитель управления маркетинга группы компаний “КРТ”. – Количество мусора ежегодно растет. Появились синтетические отходы, которые наносят огромный вред окружающей среде: полиэтиленовые пакеты, кусочки пластмассы, синтетических тканей, изделий из металла и т. п. В западных странах этой проблеме уделяется большое внимание. Муниципалитеты и крупные общественные организации часто финансируют специальные исследовательские проекты в ведущих университетах, находятся в поисках наиболее оптимальных методов утилизации отходов. Там на утилизации отходов и производстве на основе их использования функционируют целые индустриальные структуры. У нас, к сожалению, даже в крупных городах дальше слов о необходимости радикальных перемен в области утилизации урбанистических отходов дело не двигается. Большая часть отходов примитивно закапывается или выгружается на свалки и потом сжигается. В некоторых районах Москвы большой проблемой является даже элементарная сдача населением бутылок из-под пива, минеральной воды и т. д. Если этой проблемой не озаботиться серьезно, то в какой-то момент мы обнаружим, что вокруг мегаполисов природа мертва и непригодна для жизни”.

“Проблема вывоза мусора на стройках существовала всегда, – подтверждает Анатолий Морозов, генеральный директор “МИАН-Девелопмента”. – В данный момент разработана четкая схема. В проектной документации разрабатывается специальный раздел – “Технологический регламент обращения с отходами строительства”, в котором указывается и место вывоза мусора. В Москве существуют несколько свалок для строительного мусора, действует оператор системы “Грунт”, который оформляет специальное разрешение на вывоз отходов”.

Как заявила Оксана Басова, пресс-секретарь компании “СХолдинг”, компания заключает договор со специализированной компанией, которая предоставляет контейнеры и потом вывозит мусор со стройплощадки с определенной периодичностью, либо застройщик использует свои контейнеры, но опять-таки находит на рынке компанию, которая их опорожняет.

О стоимости подобного рода услуг столичные застройщики предпочитают не распространяться. Девелоперы, которые строят в Подмосковье, также отдают решение “мусорной” проблемы на аутсорсинг. “Проблема с вывозом мусора решается на наших подмосковных объектах достаточно просто, – заявляет Владимир Яхонтов, заместитель директора управления загородной недвижимости “Миэль-Недвижимости”. – Генеральный подрядчик заключает договор с компанией, специализирующейся на сборе и вывозе отходов. По закону строительные отходы должны транспортироваться на специальные площадки, расположенные за пределами города на расстоянии не менее 70 км. Нарушение данного закона обойдется в достаточно крупную сумму. В действующем коттеджном поселке мусор собирается сотрудниками службы эксплуатации и вывозится специально нанятой фирмой”.

Как правило, обитатели дорогих коттеджей просто выставляют собранный за день мусор в специально отведенные места. Управляющие компании нередко идут на разные ухищрения, чтобы эти места замаскировать. К примеру, в поселке “Зеленый мыс” в заборах, окружающих коттеджи, есть специальные столбики с дверцами. Жильцы, открыв дверцу со своей стороны, ставят внутрь столбика пакеты с мусором, а работники специальной службы их забирают.

Официальную схему решения “мусорной” проблемы девелоперами загородного жилья раскрыл Александр Кочеров, начальник управления охраны водных ресурсов, геологического контроля и экологической безопасности ГК “Вашъ финансовый попечитель”: “На этапе утверждения проекта разрабатывается раздел проекта “Охрана окружающей среды”, где рассчитывается объем потенциальных отходов исходя из предполагаемого числа жителей. Не забываются и отходы от инфраструктуры (магазинов, ресторанов и т. д.). Прописывается схема их сбора и перевозки. При вводе поселка в эксплуатацию компания получает разрешение на рассчитанный таким образом лимит. Его документальной основой служит “Проект лимитов образования отходов”. В поселке в утвержденных местах ставятся контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (ТБО). Заключаются договоры со специализированными организациями на вывоз и утилизацию мусора.

В обязательном порядке утилизируются перегоревшие ртутосодержащие лампы, масляная ветошь, места хранения и сбора которых оборудуются в соответствии с санитарными требованиями. Мусор вывозится по графику, места хранения имеют свою санитарную зону, где периодически проводятся профилактические мероприятия. Собственник отвечает и за несанкционированные свалки, которые обязан ликвидировать своими силами.

Только подготовительные работы по поселку средней величины (до 150 домов) обходятся застройщику как минимум в $50 000. В дальнейшем ежемесячные траты с одного домовладения могут достигать $15–20 (или больше в зависимости от расположения полигонов утилизации ТБО). Как правило, эти деньги входят в платеж домовладельцев за содержание инфраструктуры поселка”.

По словам Александра Синдеева, начальника отдела компании “Комстрин”, в строящемся компанией коттеджном поселке “Зеленый мыс” только разработка мероприятий по утилизации отходов обошлась почти в 200 000 руб.

“Куда вывозят мусор, нас не касается”, – говорит один из участников рынка.