Без бюджетных денег


Помочь отечественному автопрому деньгами чиновники пообещали еще в конце 2005 г., когда стало ясно, что “АвтоВАЗ” переходит под управление “Рособоронэкспорта”. Руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин предложил президенту Владимиру Путину предоставить автозаводам из бюджета $2 млрд на НИОКР и еще $3 млрд в виде госгарантий по кредитам. На львиную часть денег претендовал “АвтоВАЗ” как крупнейший автопроизводитель в стране. А выделять их предлагалось в том числе и в рамках федеральной целевой программы “Национальная технологическая база на 2007–2011 гг.”. Роспром предложил включить в нее особую подпрограмму – “Прогрессивные технологии создания автотранспортных средств нового поколения...”, разработанную совместно с институтом НАМИ. Как следует из копии этого документа, имеющегося в распоряжении “Ведомостей”, из бюджета на нужды автопрома нужно выделить 50,48 млрд руб. (около $1,8 млрд). Они пошли бы на создание нового поколения бензиновых, дизельных, а также водородных двигателей, автокатализаторов, разработку автокомпонентов с микропроцессорными системами управления и систему утилизации старых автомобилей.

Но предложение Роспрома и НАМИ не понравилось Герману Грефу. По инициативе Минэкономразвития на одном из последних заседаний межведомственной комиссии подпрограмма, посвященная автопрому, из соответствующей федеральной программы была вычеркнута. Об этом “Ведомостям” рассказали несколько чиновников и автопроизводителей. По их словам, так решил лично Греф. Взамен он предложил сделать эту подпрограмму ведомственной.

Официальных комментариев на эту тему в Минэкономразвития не дают. Многие из собеседников “Ведомостей” полагают, что Минэкономразвития практически поставило крест на госфинансировании автопрома, во всяком случае на этот год. Опыта создания ведомственных программ нет (положение о них было утверждено в апреле 2005 г.) и автопром должен стать пробным камнем, отмечает сотрудник Роспрома. Поэтому принятие программы затянется и она может не попасть в бюджет на 2007 г., опасается он. Есть в предложении Грефа и другие минусы, добавляет другой чиновник правительства. В отличие от федеральной срок действия ведомственной программы ограничивается тремя годами и у нее один заказчик – Минпромэнерго. А у Минфина есть свои лимиты на финансирование программ Минпромэнего, в которые автопром может не вписаться, говорит собеседник “Ведомостей”. Впрочем, в Минпромэнерго утверждают, что ведомственная программа для автопрома будет подписана министром Виктором Христенко уже до конца лета.

Директор по стратегии “Русских машин” (владеет группой “ГАЗ”) Александр Филатов говорит, что его компания заинтересована в принятии подпрограммы. “Со времен СССР государство не финансировало научные разработки в автопроме, а создание водородного двигателя, к примеру, мы сами финансировать не в состоянии. Везде в мире этим занимается государство”, – отмечает он. Но больше других должно быть обидно “АвтоВАЗу”, отмечает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Завод пока не получил обещанных госгарантий по кредитам из инвестфонда, а теперь может лишиться и финансирования по федеральной целевой программе. Впрочем, по мнению Сахновой, как только у “АвтоВАЗа” найдется достойный госфинансирования проект, чиновники могут передумать, а пока “АвтоВАЗу” им предложить нечего. Представители завода вчера комментировать эту тему не стали.