ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Людмила Нарусова и ее коллеги неожиданно раскритиковали закон “О противодействии экстремистской деятельности” – хотя и не стали его отклонять. Еще неожиданнее было заявление представителя президента в СФ Александра Котенкова, признавшего, что в новом законе есть немало недостатков. А ведь через Думу он проходил при полной поддержке президентской администрации. В отечественной нормотворческой машине произошел какой-то сбой.

Закон приравнивает к экстремизму “воспрепятствование законной деятельности” органов власти, “публичную клевету” и “угрозу применения насилия” в отношении лиц, замещающих госдолжности. В том же пакете идут поправки, облегчающие снятие с выборов “экстремистов”. Правда, одновременно расширяются и уточняются статьи, карающие за настоящую ксенофобию, но это не отвлекает от главного замысла авторов: выбить из рук оппозиции последнее оружие. Лишить права критиковать власть и устраивать акции протеста.

Процесс закручивания гаек идет по нарастающей, и, стало быть, такой закон рано или поздно должен был появиться. Но есть у этой инициативы и собственная логика. На мартовских выборах в регионах партия выступила так же, как на федеральных выборах-2003, набрав по партспискам в среднем по стране около 37%. И это на фоне повсеместного снятия с дистанции “Родины”, главного конкурента. Как признал первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, на выборах-2007 даже для получения простого большинства в Госдуме нужно набирать минимум 40%, а для восстановления конституционного – намного больше. Поводов и ресурсов для бурного роста популярности “медведей” пока не видно. Остается одно средство – окончательно обескровить конкурентов.

Значит, закон “о запрете критики” необходим и актуален. Но обсуждение закона совпало с саммитом G8 в Петербурге, и у гостей с Запада появился еще один повод вывести на чистую воду строителей авторитаризма. Такая синхронность некстати. Как некстати были заведомо скандальные президентские выборы в Белоруссии – из-за чего их и перенесли с лета на весну. И вот теперь Кремль разоблачает свою же инициативу. Приступ самокритики временный, закон обязательно примут. Но эта история показывает, как трудно балансировать. Шаг вправо – угроза потери членства в G8. Шаг влево – угроза потери полного контроля над парламентом.