МТС шагнула в Дагестан


Связаться с представителями “Дагтелекома” вчера не удалось. Однако директор управления корпоративных финансов Росбанка (выступившего финансовым советником компании-продавца) Ян Яновский пояснил, что владельцам “Дагтелекома” стало трудно конкурировать с “Вымпелкомом” и “Мегафоном”, поэтому они решили выйти из бизнеса. По словам Яновского, МТС и Glaxen заключили договор опциона, позволяющий МТС довести долю в “Дагтелекоме” до 100%, при этом цена выкупа оставшегося блокпакета будет зависеть от темпов дальнейшего развития оператора. Кто стоит за Glaxen, он не уточняет.

МТС приобрела 74,99% акций ООО “Дагтелеком” за $14,7 млн у компании Glaxen Corp., зарегистрированной на Британских Виргинских островах, говорится в распространенном вчера пресс-релизе МТС. “Дагтелеком” – третий по величине сотовый оператор Дагестана, работающий в стандарте GSM-900. По оценкам исследовательской компании ACM-Consulting, в конце июня “Дагтелеком” обслуживал около 170 000 человек, что равноценно 11% сотового рынка республики. Всего, по данным ACM-Consulting, в регионе 1,5 млн сотовых абонентов, 883 000 из которых пользуются услугами “Мегафона”, а 471 000 – “Вымпелкома”. Кроме того, в республике работает в стандарте AMPS “Дагестанская сотовая связь”, обслуживающая 3000 абонентов.

У МТС имеется и собственная лицензия на строительство сотовой связи в республике в стандартах GSM-900/1800. Но покупка действующего участника рынка позволит компании оперативно начать предоставление услуг без строительства сети сразу в двух стандартах, сократив стоимость входа на рынок, приводятся в пресс-релизе МТС слова ее президента Леонида Меламеда. В “Мегафоне” согласны, что МТС поступила разумно, купив актив. По словам директора по связям с общественностью “Мегафона” Андрея Климова, условия построения сетевой инфраструктуры в Дагестане “специфичны”, поэтому быстрое развертывание конкурентоспособной сети – задача трудновыполнимая. В Дагестане высокие политические риски: еще недавно в республике велись боевые действия, уточняет пресс-секретарь “Вымпелкома” Юлия Остроухова. “Дагтелеком” – слабый игрок, поэтому присутствие на местном рынке МТС почувствуется далеко не сразу, считает она.

Покупка “Дагтелекома” выгодна МТС, хотя заплатила за нее компания недешево, считают аналитики. По данным МТС, в 2005 г. выручка “Дагтелекома” составила $9,5 млн, чистая прибыль – $0,5 млн, а чистый долг – $10,4 млн. Получается, что весь “Дагтелеком” с учетом долгов был оценен в $30 млн, – это приемлемая, но несколько завышенная цена, считает ведущий аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов. МТС нужен был этот рынок, но на нем уже присутствуют сильные игроки и строить сеть с нуля было бы сложнее, рассуждает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. В то же время он уверен, что цена в $176 за регионального абонента слишком высока. К примеру, когда “Дальсвязь” в 2005 г. приобретала дальневосточную компанию “Акос”, один абонент обошелся ей в $119. А аналитик “Уралсиба” Станислав Юдин напоминает, что каждый абонент самой МТС сейчас стоит $218, а в Дагестане хороший потенциал роста рынка: если в среднем по регионам России проникновение сотовой связи составляет 88%, то в Дагестане – всего 59%.