Оборонке не хватает мощностей


Потенциальные новые заказы на поставку зенитно-ракетных систем С-300 ПМУ2 могут быть исполнены российской промышленностью не ранее 2011 г., сообщил недавно замгендиректора “Рособоронэкспорта” Иван Гончаренко. Сейчас системы ПВО, по словам Гончаренко, составляют $3,5 млрд из общего портфеля заказов “Рособоронэкспорта” в $17,6 млрд. Концерн ПВО “Алмаз-Антей” скоро приступит к выполнению заключенного в 2005 г. контракта на поставку этих комплексов в Китай, недавно был заключен контракт на поставку С-300 в Алжир. В Индию “Рособоронэкспорт” пока систему С-300 не продвигает. Причина – отсутствие необходимых производственных мощностей, полагает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Перегружен и иркутский авиазавод, основное предприятие корпорации “Иркут”. После заключения в начале 2006 г. контракта на поставку 28 истребителей Су-30 МКА в Алжир и почти согласованной сделки на поставку в Индию дополнительной партии 18 Су-30 МКИ Иркутский авиазавод в 2007 г. должен будет изготовить 32 самолета. Это, говорил в интервью “Ведомостям” гендиректор “Иркута” Олег Демченко, на четыре машины больше советского плана по выпуску истребителей Су-27 УБ (на базе планера которого был создан Су-30 МКИ и его алжирские и малайзийские модификации).

Иркутский авиазавод уже работает шесть дней в неделю и для выполнения напряженной производственной программы набрал новые кадры, говорит представитель “Иркута” Елена Федорова. А по словам менеджера одного из оборонно-промышленных предприятий, нехватка мощностей заставила тульское Конструкторское бюро приборостроения построить на базе выкупленных двух цехов неработающего комбайнового завода новое оружейное производство. Без этого тульское КБП не могло справиться с возрастающим портфелем экспортных контрактов на поставку зенитных комплексов “Панцирь” в Объединенные Арабские Эмираты, Сирию и другие арабские страны.

Пока все эти примеры имеют единичный характер, подчеркивает Пухов, и связаны исключительно с экспортными программами. В целом оборонная промышленность загружена неравномерно. Уже второй год простаивает авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО), а некоторые отрасли, например производство отдельных видов боеприпасов и спецхимии, попросту развалились, говорит Пухов. Тем не менее с дефицитом мощностей оборонки в недалеком будущем может столкнуться и российская армия, прогнозирует Пухов.

Данные о загрузке мощностей по оборонной промышленности и смежным отраслям (авиастроение) закрыты, отмечает Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В целом по машиностроению в 2005 г., по оценке Росстата, было загружено всего 46% мощностей. Но Росстат учитывает мощности, которые уже не могут быть использованы, поэтому его данные могут оказаться заниженными, полагает Сальников. Опросы промышленных предприятий фиксируют более высокий уровень загрузки. Так, по данным Института экономики переходного периода, загрузка машиностроительных мощностей в 2005 г. была не 46%, а 60%.

Несмотря на запас неиспользуемых мощностей, тенденция их нехватки уже начинает проявляться в отдельных сегментах, говорит Сальников. Три года назад не хватало мощностей железнодорожному машиностроению, вскоре будет не хватать энергомашиностроению, полагает Сальников. Правда, данные Росстата тревоги не вызывают: у энергомашиностроителей в 2005 г. было загружено всего 32% мощностей, а у производителей тепловозов и вагонов в 2003 г. – около 70%.