Росбанк пожинает плоды покупки ОВК


В октябре 2003 г. “Интеррос” за $200 млн купил группу ОВК для усиления и развития розничного бизнеса Росбанка. Председатель правления Росбанка Александр Попов в интервью “Ведомостям” в конце марта 2006 г. называл эту сделку “одной из самых удачных сделок в истории российской банковской индустрии”. По собственной оценке Росбанка, после консолидации с ОВК по вкладам физических лиц банк занимает 4-е место в стране с долей рынка свыше 2%, по розничному кредитованию – 3-е место после Сбербанка и “Русского стандарта” с долей 4,25% (оценка на конец марта 2006 г.).

Крупнейшие частные банки страны по итогам прошлого года не могут похвастать высокими доходами от розничного кредитования. Так, “Уралсиб” на корпоративных кредитах заработал 12 млрд руб., а на розничных кредитах меньше почти в пять раз – 2,5 млрд руб. К началу года банк одолжил компаниям почти 80 млрд руб., а населению – 9,6 млрд руб. Процентный доход Альфа-банка составил около 20 млрд руб. Поступления от операций с населением почти в 10 раз меньше, чем от корпоративных клиентов. Хотя в кредитном портфеле ссуды гражданам занимают около 2%. Однако уже по итогам этого года “Альфа” намерена исправить ситуацию. “Этот год был объявлен руководством банка годом региональной экспансии, основными направлениями которой являются открытие кредитно-кассовых офисов и расширение услуг частным лицам”, – объясняет руководитель пресс-службы Альфа-банка Дмитрий Скибицкий. И добавляет, что в Альфа-банке уверены, что в результате всех реализуемых мероприятий доля кредитов граждан в общем кредитном портфеле Альфа-банка “значительно увеличится”.

Однако в отличие от “Русского стандарта”, получающего большую часть доходов от потребительского кредитования, и Сбербанка, зарабатывающего прежде всего на корпоративных клиентах, Росбанк сумел сбалансировать поступления за выданные кредиты от обоих групп клиентов. По данным консолидированной международной отчетности Росбанка за 2005 г., впервые составленной с учетом интеграции группы ОВК, двукратный рост показал не только объем кредитов гражданам, но и процентные доходы по ним, которые практически сравнялись с заработками от кредитования корпоративных клиентов. Так, по итогам 2005 г. процентные доходы Росбанка по ссудам корпоративным клиентам составили 10,3 млрд руб., а населению – 8,5 млрд руб. На начало этого года физлица должны были Росбанку 54,9 млрд руб., а общий кредитный портфель банка оценивался в 113,3 млрд руб.

Согласно МСФО Сбербанка его процентный доход от кредитов корпоративным клиентам составил 172,6 млрд руб., а населению – 72,9 млрд руб. При этом доля кредитов населению достигла четверти кредитного портфеля банка в 1,8 трлн руб.

Попов ранее уверял, что в 2005 г. темпы роста Росбанка были выше средних по системе, а приоритетным направлением работы – розничные операции. “Мы перегруппировывали бюджет банка, ресурсные возможности именно для развития розницы, – рассказал Попов. – Портфель розничного кредитования увеличился почти вдвое – до 52,5 млрд руб.”. Росбанк мог бы заработать и больше, однако еще в прошлом году объявил, что не намерен развивать кредитование в торговых сетях, где традиционно более высокая доходность, а сконцентрируется на предоставлении кредитов в своих отделениях. Сеть продаж была оптимизирована, а набор предложений для розничных клиентов улучшен, отмечает директор департамента розничного бизнеса Росбанка Вадим Юрьев.

Несмотря на высокие абсолютные показатели, не так много российских банков могут похвастаться значительной долей ссуд населению в портфеле, говорит генеральный директор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников. По данным “Интерфакс-ЦЭА”, по итогам I квартала 2006 г. в общей доле процентных доходов кредитование граждан у Ситибанка составляет 47,8%, Сбербанка – 33%, Внешторгбанка – 3,1%, “Внешторгбанка 24” – 16,3%, питерского Промстройбанка – 7,4%, Импэксбанка – 34,6%, а Росбанка – 55% (по российским стандартам отчетности).

В Росбанке, напротив, ожидают снижения темпов роста по итогам 2006 г. “Мы увеличиваем долю ипотечных кредитов в портфеле, доходность которых ниже”, – объясняет Юрьев. Кроме того, в целом по рынку есть тенденция к снижению доходности кредитных продуктов, например автокредитов, добавляет он. Кроме того, по словам Юрьева, у Росбанка на 2006 г. нет планов по удвоению розничного портфеля.