Конец “Индиго”


“Это приобретение дополнительно укрепит наши позиции на быстро растущем российском сотовом рынке”, – цитируются в пресс-релизе Tele2 слова президента и главного управляющего шведского холдинга Ларса-Йохана Ярнхаймера. Сделка с MCT Corp. позволяет Tele2 занять четвертое место среди российских сотовых операторов по территориальному охвату. Отныне компания присутствует в 17 регионах. Ранее четвертое место по охвату России занимал СМАРТС, работающий в 16 регионах Поволжья. А по количеству абонентов Tele2 уже с апреля занимает четвертое место после “большой тройки” – МТС, “Вымпелкома” и “Мегафона”. С учетом активов “Восток Мобайл Северозапада” база оператора составит 4,9 млн человек.

Вчера МСТ Corp. объявила о продаже шведской компании Tele2 100% акций компании “Восток Мобайл Северозапад”, контролирующей четырех GSM-операторов Северо-Западного региона России: ЗАО “Архангельские мобильные сети” (100%), ЗАО “Мурманская мобильная сеть” (75%), ЗАО “Новгородские телекоммуникации” (100%) и ЗАО “Парма Мобайл” из Республики Коми (75%). Миноритарии этих компаний также продали принадлежавшие им доли Теле2. В совокупности приобретенные операторы обслуживают 250 000 абонентов. Tele2 подтвердила факт покупки, выпустив пресс-релиз и указав, что сумма сделки с учетом долгов четырех компаний составила $35 млн. Ведущий аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов называет эту цену “хорошей”, напоминая, что МТС недавно приобрела дагестанского оператора из расчета $176 на абонента, а Tele2 приобрела абонентов MCT Corp. по $130.

“Это последняя сделка, подготовившая МСТ уход с российского сотового рынка”, – приводятся в пресс-релизе MCT Corp. слова президента российского подразделения корпорации Гарта Селфа. Теперь, по его словам, MCT сконцентрирует ресурсы на центральноазиатских активах, потенциал развития которых значительно более высок, чем в России. А главный управляющий MCT Corp. Ричард Сини добавляет, что выручка от продажи российских активов позволяет его компании “быть удовлетворенной возвратом вложенных инвестиций”. Через некоторое время российский офис MCT будет закрыт, добавляет его представитель Юлия Шальнева.

Даже если Tele2 продолжит активно приобретать крупнейших региональных операторов, ее доля на российском рынке мобильной связи останется скромной, считает содиректор аналитического отдела “Уралсиба” Константин Чернышев. Операторы “большой тройки” обслуживают 86,3% российских абонентов и их доля в последнее время практически не меняется, подчеркивает Чернышев. К тому же с недавним введением бесплатных входящих звонков и повышением компаниями “большой тройки” тарифов на присоединение для других операторов “регионалам” стало крайне трудно пользоваться своим главным аргументом – низкими ценами, добавляет он.

А вот Богданов считает решение Tele2 активно развиваться в России вполне оправданным. У компании появился шанс купить других региональных операторов, большинство из которых не выдерживают конкуренции с “большой тройкой” и вот-вот начнут продаваться, объясняет он. Самой же Tele2 не привыкать работать с низкой маржей: и в России, и в остальных странах компания работает как раз в формате дискаунтера, подчеркивает аналитик.