Месяц без Ford


17 июля завод Ford остановил конвейер до 14 августа, сообщил “Ведомостям” сотрудник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ). По его словам, компания уведомила таможенников об остановке производства, которая связана с необходимостью инвентаризации и оформления документов для перехода из режима свободного таможенного склада в режим промышленной сборки. Сейчас таможенный пост на предприятии растаможивает последние 1278 автомобилей, произведенных на заводе, говорит таможенник. “Процесс идет очень долго, потому что нашим сотрудникам приходится вычленять в каждом автомобиле ввезенные на территорию России отдельные комплектующие и начислять на каждую деталь пошлину от 5% до 15%”, – рассказывает источник в СЗТУ.

Пресс-секретарь российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко утверждает, что произошла плановая ежегодная остановка производства на период летних отпусков, которая также необходима для техобслуживания оборудования. Прошлым летом конвейер также не работал с 25 июля по 8 августа.

В начале июня гендиректор завода Тео Штрайт заявил, что компания приняла решение работать в режиме промсборки, расставшись со свободным таможенным складом. Штрайт объяснил это тем, что Ford не может выполнить условия по локализации производства, необходимые для поддержания режима беспошлинного ввоза комплектующих, а кроме того, при нынешних объемах производства таможенное оформление автомобилей превратилось в длинную бюрократическую процедуру. Штрайт оценивал уровень локализации в 35%, тогда как компании необходимо было к этому времени набрать 40%. Тогда же Ford подал заявку в Минэкономразвития на предоставление режима промсборки. Правительственный чиновник утверждает, что Ford может заключить соглашение уже до конца месяца. По его словам, приостановка работы завода необходима для закрытия таможенного склада.

В 1999 г. Ford подписал соглашение с Минэкономразвития и смог беспошлинно ввозить комплектующие для сборки автомобилей по постановлению правительства от 1998 г. о поддержке автопрома. При этом компания обязалась за пять лет работы завода достичь локализации в 50%. Но таможенники закрыли свободный таможенный склад, не дожидаясь перехода компании в режим промсборки. Как сообщили в пресс-службе СЗТУ, с 16 июня завод начал полностью оплачивать таможенные пошлины на собранные машины в 140 000 руб. за каждую. Таможенники поясняли приостановку действия режима свободного таможенного склада “невыполнением компанией условия по локализации производства в России”.

У автозаводов принято останавливать конвейер летом, чтобы отпустить рабочих в отпуск, говорит сотрудник одного из российских автозаводов, но обычно простой длится не более двух недель. “При таком объеме спроса на Focus можно было вообще не останавливаться”, – иронизирует он. Месяц приостановки производства фатально не скажется на продажах Focus, считает Сергей Петросян, гендиректор компании “Карлайн”, петербургского дилера Ford. Сейчас “Карлайн” принимает заявки от покупателей на конец декабря. Лишних 2–3 недели простоя никак не сказались бы на продажах Ford, но при такой длинной очереди каждая несобранная машина может стать причиной ухода покупателя, считает аналитик UFG Елена Сахнова. По ее мнению, Ford сможет нагнать летний простой в течение месяца, но только если сумеет договориться с чиновниками и они разрешат компании поменять режим работы.