Русские не уйдут


Вчера парламент Грузии вынес очередное “окончательное” решение о судьбе российских миротворцев. “Парламент <...> обязывает правительство начать процедуры по <...> незамедлительному выводу контингентов российских миротворческих сил из Грузии”, – говорится в постановлении. Если же российские миротворцы не выполнят требования грузинской стороны по незамедлительному выходу из Грузии, добавил на заседании председатель комитета по обороне и национальной безопасности Гиви Таргамадзе, “то они будут объявлены вне закона”. “Мы не можем мириться с тем, что в 45 минутах езды от Тбилиси есть территория, которую мы не контролируем”, – заявила “Ведомостям” председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе.

“Это окончательное решение, которое исходит из предыдущих”, – пояснил Таргамадзе. В октябре 2005 г. грузинский парламент поручил “правительству Грузии к 1 июля 2006 г. подготовить доклад с анализом ситуации и работы российских миротворцев в зоне конфликта”. В случае отсутствия прогресса парламент собирался потребовать от правительства прекращения миротворческих операций. В новом постановлении сроков не прописано. Президент Грузии Михаил Саакашвили сообщил, что примет решение о выводе миротворцев “после встречи в Москве с президентом России Владимиром Путиным”. Она может пройти во время неформального саммита СНГ 21–22 июля.

Стороны конфликта расходятся во мнении, насколько правомочно решение Тбилиси. “Это попытка односторонней отмены Дагомысских соглашений”, – заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. “В соглашении записано, что если одна из сторон требует прекращения мандата, то мандат прекращается”, – возражает Бурджанадзе. Речь шла о разделении воюющих сторон, “а войны у нас уже нет”, добавляет спикер. “В одностороннем порядке руководство Грузии не может решить эту проблему”, – полагает главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН Алла Язькова, отмечая, что решение по Абхазии и вовсе должно приниматься лидерами стран СНГ.

В России постановление грузинского парламента понимания не нашло. Оно “вносит вклад в нестабильность обстановки в этом регионе”, говорит председатель комитета Госдумы по делам СНГ Андрей Кокошин. Нелегитимным решение Тбилиси считает и Минобороны. По словам источника в Минобороны, этот демарш никак не скажется на службе российских миротворческих контингентов в Южной Осетии и Абхазии, поскольку они там находятся в силу многосторонних соглашений. Сейчас, как сообщил источник, численность российских миротворцев в Южной Осетии не превышает 500, а в Абхазии – 1500 человек. По словам заместителя председателя комитета по обороне Госдумы Михаила Бабича, парламент Грузии продолжает генерировать бумажные угрозы, которые дискредитируют их самих и никак не могут повлиять на юридический статус миротворцев. Никаких физических рычагов, чтобы изгнать миротворцев, у Грузии нет, считает Бабич.

“Грузия рассчитывает, что российские миротворцы будут заменены международным контингентом, как это было в Косове, – полагает завотделом стран Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров. – Ни осетинская, ни абхазская сторона на введение такого контингента согласия не даст, и он может быть введен только силой”. Но на такую конфронтацию никто не пойдет, “поэтому будет сохранен статус-кво”, прогнозирует эксперт.