“Санкт-Петербург” идет в народ


Такие банки, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Инкасбанк, “КИТ Финанс”, ПСБ и Росбанк, в последнее время заняли активную позицию на рынке розницы и продолжают развивать свои услуги, говорит аналитик Advanced Research Петр Минин. “Потенциал роста по кредитам населению до сих пор не исчерпан, его объемы будут расти быстрее, чем кредиты корпоративным клиентам”, – полагает Минин. Кредитный портфель по физическим лицам в целом по стране увеличился в 2005 г. на 40%, говорит Кантарович из МДМ-банка. В этом году рост, по его оценке, может составить 25–30%. По мнению Минина, рост будет продолжаться, пока в отрасли не возникнет кризиса, который, в частности, может быть связан с невозвратом кредитов.

Объем кредитного портфеля по физическим лицам банка “Санкт-Петербург” по итогам первого полугодия 2006 г. увеличился в 3,2 раза – с 468 млн руб. до 1,5 млрд руб., сообщила вчера пресс-служба банка. С начала 2006 г. банк изменил стратегию и сделал упор на розничные продукты, говорит зампред правления “Санкт-Петербурга” Павел Филимоненок. Председатель совета директоров “Санкт-Петербурга” Индрек Нейвельт в июне в интервью “Ведомостям” объяснял новую стратегию стремлением повысить конкурентоспособность и снизить риски. “Мы хотим быть универсальным банком”, – заявил тогда Нейвельт.

Рост портфеля обеспечили как потребительские кредиты, которые банк выдавал и раньше, так и новые виды услуг. “Программа по ипотеке стартовала в конце прошлого года, автокредитование – в апреле 2006 г.”, – рассказывает Филимоненок. По его словам, продвижение розничных услуг сопровождалось активной рекламной кампанией. Рекламировались автокредитование, ипотека, а также вклады для частных лиц, уточнил представитель пресс-службы банка “Санкт-Петербург”. Кампания прошла в мае – июне и обошлась в $200 000, уточнил собеседник “Ведомостей”. Для петербургского рынка это немало. По данным исследовательской компании TNS Gallup Media, с января по май этого года банки потратили в Петербурге на телерекламу и наружку порядка $2,3 млн. По словам Нейвельта, розничная сеть банка в этом году должна увеличиться на 15 допофисов, затраты составят 100 млн руб.

Резкий старт розничного бизнеса “Санкт-Петербурга” не удивил аналитиков, ведь начальные показатели были невысокими. “Темпы роста поражают, но начальная база по кредитному портфелю физическим лицам была невелика”, – говорит Михаил Матовников, генеральный директор “Интерфакс-ЦЭА”. С ним согласен начальник аналитического отдела МДМ-банка Алекс Кантарович. По его словам, кредитование физлиц в России находится “на плачевно низком уровне”.

“По мере насыщения каналов продаж поддерживать столь высокие темпы роста будет сложно”, – предупреждает Матовников.

Новая стратегия связана со сменой акционеров, полагает один из петербургских аналитиков. А Матовников считает, что многие банки переориентируются на розничный рынок. По его данным, доля физических лиц в кредитном портфеле банка “Санкт-Петербург” на 1 апреля 2006 г. составляла 2,3%, у ПСБ этот показатель составляет 7,1%, у Балтийского банка – 18,5%, у “КИТ Финанса” – 12,5%.

“Санкт-Петербургу” пока далеко до розничного банка, но если банк будет поддерживать такие темпы роста, то со временем он может выйти в лидеры”, – уверен один из участников банковского рынка.

Аналитик инвестбанка “КИТ Финанс” Мария Кальварская напоминает, что у Сбербанка кредитный портфель по физическим лицам на 1 января 2006 г. – 527 млрд руб., у Ситибанка – 10,191 млрд руб. Райффайзенбанк выдал физлицам кредитов на 19,555 млрд руб., банк “Русский стандарт” – на 88,617 млрд руб., аналогичный показатель у ВТБ составляет 8,272 млрд руб., а у ПСБ – 4,88 млрд руб.