Тихий американец


“Это мой сознательный выбор, – говорит Дэвид. – Я просто не верю в то, что компания – это личность ее генерального директора. Так что я и по характеру, и по стилю сильно отличаюсь от лидеров типа Уэлча или Боссиди”. Промышленная империя Дэвида включает Pratt & Whitney, производящую авиационные двигатели, вертолетостроительный бизнес Sikorsky, компанию по производству систем кондиционирования Carrier и поставщика лифтов Otis.

Дэвид против Уэлча

Нежелание становиться знаменитостью не означает, что у 64-летнего председателя совета директоров и гендиректора UTC отсутствует уверенность в себе. У него есть твердые убеждения, и он не стесняется их высказывать. Рассуждая о тактике Уэлча, Дэвид вспоминает введенное главой GE правило – ежегодно увольнять 10% персонала, которые продемонстрировали худшие результаты. “Я совершенно не согласен с Уэлчем, – говорит глава UTC. – Те 10%, что оказались в конце списка, меня не интересуют. Я фокусируюсь на лучших 10%, на людях, которые на самом деле создают стоимость компании”.

Дэвид признает “заметные успехи” GE в сокращении затрат, повышении производительности, увеличении прибылей акционеров, но при этом добавляет: “Мы делаем практически то же самое. Мы просто не говорим об этом так же много”.

В доказательство своих слов Дэвид с большой скоростью начинает показывать мне диаграммы, сравнивающие UTC, выручка которой достигла $43 млрд в прошлом году, с конкурентами – GE, 3M, Boeing. Из его диаграмм следует, что по таким показателям, как прибыль на акцию и темпы роста выручки, UTC опережала конкурентов в течение последних пяти лет.

Срок пребывания на посту гендиректора у Дэвида заканчивается в 2008 г. Он пользуется огромным уважением на Уолл-стрит, хотя его карьера не всегда развивалась гладко. Увольнение нескольких тысяч сотрудников в свое время испортило его отношения с профсоюзами, а затеваемые проекты иногда заканчивались провалом. Так, в 2000 г. UTC планировала поглотить конкурирующую корпорацию Honeywell, но сделку стоимостью $37 млрд перехватила GE.

В прошлом году Дэвид не смог получить контракт стоимостью $1,7 млрд на поставку вертолетов нового поколения для президентского флота. Sikorsky проиграла тендер на замену вертолетов Marine One консорциуму с участием Lockheed Martin и англо-итальянской Agusta Westland. Боль от этого поражения руководство UTC испытывает до сих пор. Подавая заявку на конкурс, Дэвид объявил, что его компания должна “драться, пока не победит или не упадет замертво”. Не слишком ли он переоценил свои силы? “Нет-нет, – возражает руководитель, – я просто хотел подчеркнуть нашу волю к победе”.

Неудача иного рода постигла Дэвида в 2004 г., когда топ-менеджеры Otis оказались в центре скандала из-за вскрывшегося ценового сговора производителей лифтов в Европе. Глава UTC признается, что этот случай стал болезненным ударом по корпорации: “Это действительно большой позор. В течение 15 лет у нас не было случаев нарушения этических норм. И вот возник этот скандал в Евросоюзе. Причастными к злоупотреблениям оказались девять человек, и все они были уволены”.

Левацкая критика

Глава UTC – один из самых высокооплачиваемых гендиректоров в США. Согласно исследованию The Wall Street Journal/Mercer размер прямых вознаграждений Дэвида в 2004 г. составил $88,3 млн, причем основная часть суммы ($83,6 млн) пришлась на исполнение опционов по акциям. Эти цифры вызвали резкую критику Дэвида в газете The Hartford Courant, издаваемой в родном для UTC штате Коннектикут.

Дэвид называет газету “левацкой” и утверждает, что ее критическое мнение отражало мнение меньшинства. Тыча пальцем в диаграмму роста доходов акционеров, он поясняет: “Мои высокие заработки обусловлены исключительно ростом стоимости акций. Да, суммы вознаграждений менеджменту были весьма значительными. Но не надо забывать, что рыночная капитализация корпорации в 1992 г. составляла $6 млрд, а сейчас выросла до $60 млрд”.

Дэвид проделал классический для американской элиты путь: обучение в Гарварде, потом бизнес-школа Darden Университета Вирджинии, затем работа в Boston Consulting Group. В 1968 г. Дэвид отправился в Японию, где стал горячим поклонником японской системы управления качеством и методов бережливого производства.

Став президентом UTC в 1992 г., Дэвид привел с собой Юдзуру Ито, специалиста по качеству из Matsushita, чья работа над улучшением качества продукции и сокращением отходов производства позволила UTC ежегодно экономить около $2 млрд в год. “Он повлиял на UTC больше, чем кто-либо другой”, – утверждает Дэвид.

Ито сфокусировался на повышении качества всех производственных процессов, в которых участвуют 220 000 сотрудников на 300 предприятиях корпорации. По мнению Дэвида, японская методика лучше, чем система “шесть сигм”, принятая в GE. “Для реализации “шести сигм” необходимы “черные пояса”, т. е. инспектора, а они составляют ничтожную долю в коллективе, – объясняет Дэвид. – Наша цель – обходиться без инспекторов. Мы хотим, чтобы продукт создавался совершенным с самого начала”.

Примером повышения производительности в UTС с помощью японской системы он считает Carrier: “В 2005 г. мы выпустили около 11 млн кондиционеров во всем мире. А в 1992 г. – 3 млн. То есть объемы производства выросли больше чем в 3,5 раза. При этом число рабочих увеличилось лишь на 9%”. По его словам, перспективы, которые открывает методика, практически безграничны. “Я думаю, что мы ее используем пока только в трети производственных процессов в UTC”, – говорит Дэвид.

“Сущность важнее видимости”

Дэвида можно назвать еще и еврофилом. И не только потому, что четыре года назад он женился на шведской графине, которая моложе его на 30 лет. Книгам современных американских гуру от менеджмента он предпочитает труды европейцев XIX в. – Дэвида Рикардо и Ричарда Бертона. Француз Юбер Форе, который в свое время нанял Дэвида на работу в Otis, сумел привить ему любовь к принципам децентрализации полномочий в крупных корпорациях. Есть у Дэвида и собственные 17 максим, которые он называет “ключами к корпоративному замку”. Одна из них – говорить ясно и коротко. Внутри UTC действует запрет на употребление 45 терминов, например “функциональность”, “оптимизация”. Правда, сам Дэвид не всегда следует этим правилам. Одна из его максим гласит: “Не занимайтесь краткосрочной оптимизацией”.

Одно из важных направлений в UTC – энергосберегающие технологии. Почему компания не рассказывает о них так же много, как GE о своей инициативе Ecomagination или как BP об инвестициях в альтернативную энергетику? В ответ Дэвид указывает на газетные заголовки об экологических нарушениях в ВР. Впервые улыбнувшись, он говорит: “Иногда лучше быть менее заметным – тогда в вас не так легко выстрелить. Я абсолютно уверен в том, что сущность важнее видимости”. (FT, 10.07.2006, Александр Силонов)