УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Футбольные уроки


Как и в футболе, успех в бизнесе приходит не только потому, что вы наняли самых лучших сотрудников, или использовали самые передовые технологии, или привлекли самые качественные ресурсы. Выигрывает команда. На чемпионате мира итальянская команда показала, что она нечто большее, чем простая сумма ее составляющих.

Как и у многих лекторов, у меня есть библиотека слайдов для докладов. Самому популярному из них уже 15 лет. На графике показано, как успехи клубов английской премьер-лиги связаны с их затратами на игроков; использована статистика за 25 лет – с середины 60-х до начала 90-х гг. Наиболее очевидный вывод – вы получаете то, за что платите. Существует четкая взаимосвязь между объемом потраченных средств и среднестатистической позицией в лиге.

На этом фоне выделяется клуб “Ливерпуль”. Эта команда, как и “Манчестер Юнайтед”, инвестировала в игроков больше всех других. Но если результаты “Манчестера” полностью укладывались в расчетную модель, “Ливерпуль” постоянно показывал куда большую эффективность. “Манчестер Юнайтед” собрал команду выдающихся игроков, а “Ливерпуль” создал выдающуюся команду.

И на последнем чемпионате мира выдающиеся команды выиграли у сборных выдающихся игроков. Причиной того, что никто из экспертов не смог правильно назвать четверку команд, вышедших в финал, стало то, что все предсказания базировались на оценках качества игроков. Но приз достался не лучшим футболистам, а лучшей команде.

Мой футбольный слайд хорош тем, что заставляет проснуться аудиторию, усыпленную разглагольствованиями о трансформационных сдвигах. Но основная мысль анализа – показать, что успех в бизнесе зависит не только от персонала, технологий и ресурсов. Бизнес создает добавленную стоимость, то, что превышает сумму вложенных ресурсов.

Эта стоимость особенно важна для компаний, продающих профессиональные услуги. Goldman Sachs и McKinsey не просто нанимают исключительных сотрудников. Эти компании, как “Ливерпуль” и как сборная Италии, достигают большего, чем можно было бы ожидать, исходя из качества их сотрудников.

Поэтому эти компании очень прибыльны. Делясь плодами своих высоких прибылей с талантливыми сотрудниками, они увязывают личные стимулы с командными. Этот механизм работает в обоих направлениях. Перевод “Ювентуса” и еще двух клубов из серии А будет очень тяжелым наказанием, ведь эта мера поставит ценность команды значительно ниже ценности игроков.

Что же отличает первоклассную команду от группы первоклассных игроков? Подход экономиста таков: игрок может пробить по воротам сам, а может передать мяч игроку, у которого больше шансов забить гол. Решение игрока будет зависеть от того, как устроены стимулы – будет ли он больше поощрен за успех команды или за личный успех? А также от того, каковы его ожидания – получит ли он сам мяч в другой ситуации? Поскольку поведение людей определяется ожиданиями того, как поведут себя другие, в командах формируются стереотипы поведения. В одних доминирует индивидуальная игра, в других – игра в пас. Новые игроки обычно быстро подхватывают сложившийся стиль, так что эти стереотипы стабильны.

Вот почему внутренних изменений в организациях нельзя достичь просто разговорами о них. Поэтому мои слушатели всегда больше интересуются футбольной метафорой, чем трансформационной риторикой.