Ужасы Долины Удовольствий


В колледже каникулы. Трое парней садятся в кабриолет и катят на юг: купаться, знакомиться с барышнями, тусоваться – наслаждаться жизнью. Они считают, что заслужили. Так же думали герои “Хостела”, отправившиеся в словацкий городок за гедонистическим счастьем. Платой за него было, помнится, превращение из охотников за наслаждениями в дичь для охотников за людьми. Режиссер Эли Рот, поставивший “Хостел”, стал продюсером “2001 маньяка”. А вышли оба фильма на недавно основанной студии Raw Nerve, которая собирается и впредь радовать публику малобюджетными и поучительными ужасами, следуя лучшим образцам 60–70-х гг.

В полном соответствии с этими образцами нормальное шоссе оказывается закрытым, а указатель на объезд приводит наших героев в небольшой южный город Долина Удовольствий, типичный рай для туриста с гостеприимным веселым населением, которое встречает прибывших чуть ли не хлебом-солью. Тут же подъезжают порциями еще несколько сбившихся с пути путешественников, и счастливый мэр объявляет, что нынче состоится большой праздник ежегодного барбекю, к которому так удачно поспели гости.

Чтобы начать резать своих героев на части, Тим Салливан не дожидается ночи. Он не подкрадывается к ним с кухонным ножом по темным коридорам, не гоняется с бензопилой по мрачному лесу. Происходит бойня среди бела дня – быстро, бодро, весело, с огоньком, под удалое треньканье банджо – и к тому же она решительно не политкорректна. Каждый получит наказание тематическое. Скажем, нимфоманку порвут на части. Гомосексуалиста насадят на раскаленный вертел. Негритянскую пару прикончат порознь: его раздавят винным прессом, ее прихлопнут колоколом и споют над останками песенку. Каждая новая жертва нужна для того, чтобы стать украшением стола на вечернем празднике. Верховодит толпой задорных садистов бравый одноглазый мэр с повязкой на глазу, раскрашенной под флаг конфедератов. Играет его, кстати, Роберт Инглуд, легендарный исполнитель роли Фредди Крюгера.

Увидев этот флажок, юные путешественники должны были трижды подумать, прежде чем остаться в Долине Удовольствий. Но парни плевали на лекции по истории и предпочитали хулиганить, а не слушать, что преподаватель рассказывает о зверствах северян, вступивших в южные штаты. Между тем единственный, пожалуй, тягостный и неприятный эпизод фильма – это начальные титры, когда сменяют друг друга документальные фотографии, иллюстрирующие жестокость гражданской войны. Жертвами войны в свое время стали и жители Долины Удовольствий в полном составе. В веселой игровой форме Тим Салливан сделал публике небольшое напоминание: призраки прошлого не умерли. Они хотят отмщения и так или иначе получат его. “Берегитесь янки!” – говорит мальчик из Долины, потряхивая парой отрубленных голов. В общем это совсем не пресное благодушное кино и не стандартная комната ужасов для щекотания нервов подростков, а вполне резкое и саркастическое высказывание об уроках истории, которое вполне может по недомыслию схлопотать статью за разжигание национальной розни.