ВЕКТОР


Первая новинка за 30 лет

Группа “ГАЗ” идет на очередной рекорд. В конце месяца в Австрии компания проведет презентацию нового дизельного двигателя ЯМЗ-536. Это первый из линейки четырех- и шестицилиндровых дизелей с рабочим объемом цилиндра 1,1 л и мощностью 120–330 л. с. Он предназначен для грузовиков, тракторов, комбайнов. Это событие примечательно тем, что за последние 30 лет в России не разрабатывалось новых дизелей для грузового транспорта. Да и дизельные новинки для легковых машин в серийное производство, по существу, так и не поступили. УАЗ устанавливает на свои машины лишь мелкие партии ЗМЗ-513, а на “АвтоВАЗе” смогли вспомнить только то, что в конце 1990-х гг. разработали две модификации дизельного двигателя ВАЗ-341 объемом 1,5 л и установили их на 6000 “четверок”. ЯМЗ-536, по словам экспертов, также начали разрабатывать примерно 10 лет назад. Зато новая менеджерская команда ГАЗа заказала доработку этого двигателя известной инжиниринговой фирме AVL. В итоге дизель сразу будет соответствовать нормам “Евро-4” и “Евро-5”. Причем это уже не фантомный проект. На “Автодизеле” (входит в группу “ГАЗ”) обещают запустить ЯМЗ-536 в производство уже в конце этого – начале следующего года, а к 2008 г. выпускать их около 100 000 в год. Вчера компания подписала соглашение с Внешэкономбанком, который будет финансировать проект. Пока банк выделил лишь 29,3 млн евро на шесть лет – на закупку новых технологических линий для производства двигателя. Но ВЭБ и ГАЗ обещают расширить сотрудничество. Остается надеяться, что такое чудо случится и с “АвтоВАЗом”, которому новые двигатели также не помешали бы.

Сани летом

Итальянцы торопят “Газпром” и “Нафтогаз” с закачкой газа в подземные хранилища Украины. Итальянцы очень боятся повторения ситуации, сложившейся прошлой зимой, когда Украина, не сумев заполнить газохранилища, начала отбирать газ из транзитных объемов, объяснял премьер-министр Италии Романо Проди, который уже успел поделиться сомнениями с президентом Путиным. По информации Проди, “хотя правительство Украины заявляет, что хранилища заполняются газом, они пусты”. Минувшей зимой из-за холодной зимы и несанкционированного отбора газа Украиной Италия была вынуждена ввести чрезвычайные меры экономии энергоресурсов. Беспокойство Проди разделяет и президент Eni Паоло Скарони: если зима будет особенно холодной, украинцы могут попытаться сделать то, что они делали в прошлом году. Итальянцы волнуются не зря. До осени Украина должна закачать в газовые хранилища 16–18 млрд куб. м газа. Примерно половину этого объема обещает поставить швейцарская фирма Rosukrenergo. А остальной газ придется найти “Нафтогазу”. Украина до сих пор не решила вопрос с поставками газа в IV квартале: туркменбаши готов продавать ей газ как минимум по $100 за 1000 куб. м, но к такой цене украинцы не готовы. Финансовое положение “Нафтогаза” оставляет желать лучшего, компания и без того должна Rosukrenergo около $400 млн. “Газпром” не может делать вид, что это проблемы только Украины, ведь через эту страну идет три четверти его экспортного газа.

Дорогое внимание государства

Очередной судебный вердикт длящегося уже более года разбирательства Федеральной антимонопольной службы со Сбербанком по выплате военных пенсий вынесен в пользу регулятора. Хотя “Сберу” дважды удалось оспорить позицию ФАС, кассацию он проиграл.

Логика антимонопольной службы проста: требование “Сбера” к военным пенсионерам открыть карточный или депозитный счет способно причинить убытки другим банкам, где у получателей выплат имеются счета. В “Сбере” не стали комментировать последнее судебное решение. Прежде его руководители неоднократно сетовали, что целый ряд операций, в том числе и эту, госбанк исторически для бюджетников выполняет бесплатно, не получая даже компенсации расходов. В “Сбере” надеются, что уже вскоре хотя бы часть этих трат (более 10 млрд руб. в год, или прибыль за несколько месяцев работы) будет восполняться государством. И, возможно, последнее судебное решение придаст ему дополнительные аргументы. В противном случае “Сбер” вынужден доставлять деньги пенсионерам за свой счет, а конкуренцию за эти же деньги с другими банками, которые не несут подобных издержек, вести на равных.