Вместо квартир


“Куплю очередь на автомобиль” – такими объявлениями пестрят форумы популярных автомобильных сайтов. Право приобрести в салоне через пару месяцев Ford Focus II предлагают всего за $200. А вот на сайте civic-russia.ru счастливый обладатель заявки на Honda Civic с поставкой в июле “не рассматривает предложения ниже $1700”, хотя есть реальный покупатель за $1000. Иначе приобрести эту популярную модель не удастся. Например, квота группы Major на этот год уже исчерпана, и дилер еще не знает, когда сможет начать запись покупателей на следующий год.

Сейчас сложно купить любую сколь-нибудь популярную иномарку. Как показал опрос “Ведомостей”, время ожидания дефицитных Ford Focus и Honda Civic выросло с полугода до девяти и более месяцев. Многие дилеры уже продали все Focus 2006 года выпуска. “Мы записываем покупателей на следующий год”, – признается Игорь Пономарев, совладелец автоторговой компании Genser. Выстроились очереди и за дорогими моделями: по 6–9 месяцев покупателям придется ждать Toyota Camry (цена в салоне – от $30 900) и RAV4, новую Suzuki Grand Vitara (от $25 300). Даже некоторые комплектации экстравагантных купе BMW М6 (около 158 000 евро) и родстера Z4 (от 50 900 евро) будут ехать до покупателя полгода, а паркетник BMW X3 – квартал, рассказали в представительстве немецкой компании.

Рост спроса был неожиданно резким, утверждают опрошенные “Ведомостями” автодилеры. Например, в салонах “Бизнес Кар” (крупнейший российский дилер Toyota) в конце зимы очередь на Camry и RAV4 не превышала двух месяцев, а в июне уже перевалила за полгода, рассказал PR-менеджер компании Роман Скольский.

Лучше машина в руках...

“Мне уже несколько покупателей рассказали, что сначала думали о квартире, но не смогли найти подходящий вариант и в итоге принесли деньги к нам”, – сообщил “Ведомостям” менеджер по продажам одного из автосалонов компании “Независимость”. По данным аналитического центра IRN.ru, только за последнее полугодие жилье в Москве подорожало на 30%. Эксперты ВЦИОМ полагают, что именно резкое повышение цен на недвижимость, начавшееся еще в прошлом году, и привело к ажиотажу на автомобильном рынке.

“Люди реально оценивают свои возможности, – объясняет Валерий Федоров, руководитель ВЦИОМ. – А недвижимость дорожает намного быстрее, чем автомобили. Когда люди понимают, что в ближайшие несколько лет квартиру купить все равно не сумеют, они решают улучшить качество жизни, хотя бы купив себе хорошую машину”. По данным Росстата, за первые пять месяцев реальные располагаемые доходы населения страны выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,5%. При этом, свидетельствуют исследования ВЦИОМ, доля самых состоятельных россиян – тех, кто может позволить себе “приобрести квартиру, дачу и многое другое”, осталась неизменной – всего 1%. Зато резко – с 8% до 13% – выросла доля людей, способных без труда покупать вещи длительного пользования. Приобретение автомобиля они считают для себя затруднительным, но возможным – например, с помощью кредита, поясняет Федоров. То есть дополнительные деньги почти не приходят на рынок недвижимости, а поступают на другие рынки, считает социолог. Его точку зрения разделяют эксперт автомобильного рынка и топ-менеджер крупной автоторговой компании Валерий Тараканов и Олег Дацкив, директор по развитию информационно-аналитического портала Auto-dealer.ru.

А кредит на покупку автомобиля получить сейчас очень легко: банки борются за клиентов, предлагая совместно с дилерами льготные схемы, кредитование без первого взноса, беспроцентную рассрочку и другие интересные программы, добавляет Дацкив. Сейчас, по его данным, в кредит продается более трети новых иномарок.

Приятная неожиданность

Дилеры оказались не готовы к буму. Многие полагали, что за 2006 г. будет продано на 30–35% автомобилей больше, а только за первое полугодие рост составил 50%, рассказывает Илья Пименов, исполнительный директор компании “СП Бизнес Кар”. Но большие очереди свидетельствуют о неудовлетворенном спросе, а продажи выросли “всего” в полтора раза только потому, что производители не могут привезти в Россию больше машин, говорит Пономарев из Genser. Кто-то, как Ford, ограничен заводскими мощностями, а некоторые, как GM, не справляются с логистикой, отмечает он. “Очень сильно растет спрос на автомобили Chevrolet DAT (модели Aveo, Lacetti из Кореи и украинский Lanos), однако у нас много просроченных контрактов, компания не успевает привезти уже произведенные автомобили”, – сожалеет он. В российском представительстве GM отказались комментировать этот вопрос.

Быстро увеличить продажи невозможно, объясняет Пименов из “Бизнес Кар”: от момента заявки на месячный объем продаж до прибытия машин в Россию проходит 4,5–5 месяцев. А примет ли автоконцерн в середине года не согласованный заранее сверхплановый заказ, зависит от загрузки его производства, добавляет он.

Кроме того, для доставки автомобилей уже не хватает автовозов. По оценке специалиста одной из транспортных компаний, в стране около 5000 таких машин и этот парк требуется как минимум удвоить.

Дефицит уже привел к резкому росту стоимости перевозки. Например, доставка 4–8 автомобилей на траке из финского порта Турку до Москвы весной обходилась дилерам в $2300–2400, а сейчас – уже в $3800, рассказывает Игорь Свенцицкий, руководитель направления автомобильной логистики “Гема-Транс” (359 автовозов). Однако клиентов “Гема-Транс” – BMW и Volkswagen – это не останавливает и они перевыполняют планы по перевозкам не менее чем на 30%, говорит Свенцицкий. До конца года “Гема” планирует на треть увеличить свой парк автовозов, но возможности роста не безграничны. Европейские производители сообща выпускают не более 5000 автопоездов в год и на удовлетворение всех заявок от российских перевозчиков потребуется не менее двух лет, считает Пономарев из Genser.

Сотрудник одной из дилерских компаний рассказал “Ведомостям”, что некоторые компании частично перешли на доставку автомобилей по железной дороге. Так, по словам собеседника “Ведомостей”, уже делают Ford и GM, но в самих компаниях этот вопрос не комментируют. Кроме того, новые иномарки начали ввозить через Германию и Польшу, чтобы задействовать новых перевозчиков. “Из Финляндии машины в Россию может доставить только русский или финский перевозчик, а их не хватает”, – объясняет собеседник “Ведомостей”. Также на транзитных складах Финляндии и на таможенных складах в России уже не хватает места для хранения машин, продолжает Олег Дацкив.