Чьи у партий деньги


Партиям сейчас запрещено принимать деньги от иностранцев, от компаний с более чем на треть иностранным участием, от органов власти и компаний, где доля государства более трети, а также от благотворительных организаций. К осени ЦИК предложит распространить все эти ограничения и на некоммерческие организации (НКО), которые материально поддерживают партии, рассказал “Ведомостям” член Центральной избирательной комиссии Евгений Колюшин. На встрече с представителями политических партий зампред ЦИК Олег Вельяшев прямо обвинил НКО в том, что они используются “в качестве посредника для перекачивания серых средств”.

По данным Центризбиркома, теперь именно фонды стали основным, а для некоторых партий и единственным источником денег. В последнем квартале 2005 г. 80% всех пожертвований российским партиям (всего 293,4 млн руб.) поступило от НКО. Как следует из сводных отчетов политических партий за 2005 г., лидерами в использовании пожертвований от общественных структур стали “Единая Россия”, СПС и “Яблоко”.

По мнению Колюшина, новый механизм контроля за жертвователями сложен и неэффективен. “Сейчас мы тратим месяцы только на то, чтобы проверить сведения о жертвователях, – делится он впечатлениями о первых проверках финансовых отчетов партий (эти полномочия ЦИК получил в конце прошлого года). – А здесь речь идет о контроле за всей структурой их доходов”. Необходима иная концепции, полагает он, например, можно было бы предусмотреть создание специальных политических фондов – легальных и прозрачных “кошельков” партий.

В “Единой России” идею дополнительного контроля за партийными финансами одобряют. “Лично я за такую поправку. Она логична и своевременна”, – говорит руководитель центрального исполкома “Единой России” Андрей Воробьев. По его мнению, существующее положение дел не что иное, как завуалированное использование общественных организаций в политических целях. Воробьев признает, что и “Единая Россия” прибегает к посредничеству: так работать проще и удобней. Правящей партии дают деньги 70 с лишним фондов, но это прозрачные структуры, которые проходят обязательный аудит, уверяет он.

Прямой контакт с бизнесменом невыгоден прежде всего самой партии, считает руководитель департамента аналитики “Никколо М” Станислав Радкевич, это позволяет спонсору ставить условия политикам. Фонд – очень удобный механизм обезличивания денег, считает он: как шапка, которую пускают по кругу.

Нежелание партий засвечивать источник денег вызвано политическими причинами, убеждены в оппозиционных партиях. На анонимности настаивают сами спонсоры, они опасаются негативных последствий для бизнеса, жалуется зампред СПС Леонид Гозман. В законопроекте ЦИК он видит очередную попытку “закрутить гайки”.

“Единая Россия” в любом случае найдет возможность получить деньги, а вот оппозицию от крупных спонсоров отсекут окончательно, предупреждает руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. Компартия в прошлом году получала пожертвования всего от двух юридических лиц, хотя не так давно их было несколько десятков. За примерами устрашения спонсоров далеко ходить не надо, напоминает Соловьев: финансовая поддержка КПРФ на последних парламентских выборах обернулась для депутата Госдумы Виктора Видьманова уголовным делом, возбужденным по фактам нецелевого использования бюджетных средств в возглавляемой им корпорации “Росагропромстрой”.

Радкевич уверен, что контроль за фондами вряд ли позволит совершенно перекрыть финансирование партий: “Существует множество нелегальных каналов. У бизнесмена есть 100 способов материально поддержать партию и 25 – скрыть эту поддержку”.

Инициатива ЦИК полностью соответствует политике, которая последовательно реализуется на протяжении последних нескольких лет, – идет создание электоральной системы с абсолютно прогнозируемым результатом, резюмирует Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем.