“Двоечник” ТНК-ВР


ТНК-ВР – “двоечник” по количеству простаивающих скважин, сказал Трутнев, а “отличник” же по этому показателю – “Сургутнефтегаз”. По данным ЦДУ ТЭК, у него простаивает лишь 9% эксплуатационных скважин. Неплохо выглядит “Башнефть” с ее 11%. В середнячках (16–19%) – “Лукойл”, “Газпром нефть”, “Роснефть”, “Татнефть”, “Славнефть”.

Вчера в Министерстве природных ресурсов (МПР) состоялась презентация электронной системы мониторинга лицензионных соглашений, карты районирования территории России по расположению месторождений полезных ископаемых, а также системы учета эксплуатационных скважин. Как сообщило МПР, по данным этой системы, на сегодняшний день объем бездействующих эксплуатационных скважин составляет 15% (37 200) от их общего числа (248 000). При этом в собственности государства находятся 25% этого фонда и 75% – у недропользователей. Наибольшее число бездействующих объектов приходится на участки недр, предоставленные в пользование компании ТНК-ВР – 30%. В сокращении этого показателя МПР видит существенный резерв нефтедобычи. Как отметил глава Росприроднадзора Сергей Сай, снижение числа бездействующих эксплуатационных скважин до нормативного уровня (не более 10% от действующего фонда) увеличит годовое производство нефти в стране на 30 млн т (6,4% от уровня 2005 г.).

Но не только простаивающие скважины вызывают недовольство МПР. Как заявил на вчерашней презентации Трутнев, согласно данным новой системы мониторинга у ТНК-BP на 24 объектах имеются отклонения от объемов отбора нефти, прописанных в лицензионных соглашениях. По мнению министра, есть все основания обсудить деятельность компании на комиссии по отзыву лицензий.

Представитель ТНК-ВР Иван Гоголев сказал “Ведомостям”, что в компании почти с момента ее основания действует программа перевода простаивающих скважин в фонд действующих. Однако, по его словам, делать это не всегда целесообразно, а порой даже невозможно из-за высокой степени истощенности отдельных месторождений.

Аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов объективной причиной сложившейся ситуации считает состояние участков Самотлора (актива, на который приходится более трети добычи компании). Его неэффективная разработка в советское время привела к ухудшению состояния месторождения (крайне высокая, более 90%, степень обводненности). “Именно этим можно объяснить то, что доля простаивающих скважин у “дочки” ТНК-ВР “Самотлорнефтегаза” достигает 40%”, – говорит эксперт. Субъективным фактором эксперт считает то, что компания недостаточно внимания уделяла работе со сложными запасами. “В целом высокий неработающий фонд скважин приводит к увеличению риска потери части запасов из-за возможного нарушения целостности системы разработки месторождения”, – резюмирует Борисов.