Фанагорийские вина упакуют


“Фанагория” ввела в эксплуатацию линию по розливу собственных вин в упаковку Tetra Pak Aseptic Square объемом 1 л в апреле, рассказал “Ведомостям” начальник отдела PR и связей со СМИ компании “Фанагория” Владимир Пукиш. Линия мощностью 6000 л/ч была приобретена у мирового лидера по производству асептической упаковки для пищевых продуктов компании Tetra Pak.

Это подтвердила руководитель отдела по связям с общественностью Tetra Pak Наталья Сорокина, отказавшись назвать стоимость линии и условия договора. А Пукиш сообщил, что затраты на запуск новой линии превысили 1 млн евро собственных средств. Инвестиции компания планирует окупить за 3–4 года.

Ежемесячно “Фанагория” намерена разливать около 500 000 л вин в картонную упаковку, а в 2007 г. довести объем его выпуска до 800 000 л в месяц, говорит Пукиш. Сейчас в литровой упаковке Tetra Pak предприятие выпускает три линейки вин: “Солнечную лозу”, “Фанагорию” и “Лозано”, которые реализуются в основном через сетевые магазины. В мае – июне компания выпустила пилотную партию вин в новой упаковке и розничные продажи превзошли все ожидания, рассказал Пукиш. При выходе на полную мощность вина в упаковке Tetra Pak могут занять 30–40% в общем объеме производства предприятия, говорит он.

Впервые в России вино в упаковку Tetra Pak стал разливать Детчинский завод (входит в холдинг Gerrus Group) в 2001 г. “Динамика роста впечатляющая – продажи растут на 100% каждый год”, – говорит директор по маркетингу Gerrus Group Кирилл Бутко. По его словам, сейчас доля вин в этой упаковке составляет более 50% продаж холдинга, в Tetra Pak разливается шесть марок виноградного и ягодно-фруктового вина.

За последний год в России начался бум производства вин в упаковке Tetra Pak: на февральской выставке в Москве вина в такой упаковке представили практически все крупные игроки, рассказывает Пукиш.

Картонный бум в алкогольной промышленности – явление логичное, прогнозируемое и долгосрочное, считает руководитель отдела маркетинга компании “Мильстрим” Екатерина Федорова. По ее словам, востребованность вин в такой таре поддерживают удобство упаковки, долгий срок хранения и разнообразие литражей. Кроме того, упаковку Tetra Pak практически невозможно подделать, добавляет Бутко.

Но одним из основных преимуществ вин в картонной упаковке участники рынка называют демократичную цену. Вино в ней стоит на 20–25% дешевле в пересчете на условную бутылку 0,7 л, говорит Бутко. Бутылка объемом 0,7 л сухого красного вина “Каберне Фанагории” стоит 58 руб. (1 л – около 83 руб.), а в литровой упаковке Tetra Pak – 67,5 руб., сравнивает Пукиш. По наблюдению Бутко, рост доли вин в нетрадиционной упаковке (Tetra Pak, Bag-in-Box, Leanpak) приводит к уменьшению продаж вина в стеклянной бутылке, особенно в низкоценовом сегменте. “Те потребители, которые покупали вино в бутылке 0,7 л за 70–80 руб., переходят на Tetra Pak, который стоит столько же, но за 1 л”, – объясняет он.

Аналитик ИК “Финам” Владислав Исаев оценивает российский рынок вина в 2007 г. примерно в 1,2 млрд л, при этом на долю вин в Tetra Pak может прийтись 70–100 млн л. Если “Фанагория” выйдет на заявленные объемы производства, она может претендовать на 9–14% рынка вина в упаковке Tetra Pak, прогнозирует он.

А Бутко считает, что компания выходит в этот сегмент рынка с опозданием, поэтому ей потребуются “более масштабные затратные маркетинговые мероприятия”.

Вполне вероятно, что специальных мероприятий “Фанагории” не потребуется, полагает Исаев: основная работа по продвижению вина в упаковке Tetra Pak проделана предшественниками, а сама марка достаточно хорошо известна потребителям и торговым организациям. Тем не менее минимальные расходы на паллетную выкладку и мотивационные программы при входе в ключевую розницу Бутко оценивает в $300 000–500 000.