ГЛОБАЛИСТ: Неизвестная речь Ху


На встрече “восьмерки” президент Путин позволил себе упомянуть о скандале в Великобритании вокруг пожертвований в обмен на титулы. Запад так часто поучает Россию по поводу провалов российской демократии, что имеет смысл и дружеская критика в адрес самого Запада. А вот если бы президент Ху Цзиньтао мог выступить перед участниками саммита (Китай по неизвестным причинам не является членом клуба “самых больших”, где доминируют западные страны), он пошел бы дальше Путина, если бы знаменитая китайская вежливость не стала ему помехой. Вот гипотетическая речь, которую он мог бы произнести:

“Я не обращаюсь к вам как проповедник азиатских ценностей. Они – продукт нашей истории и традиций. Но мы не желаем от них отказываться в угоду западным ценностям, маскирующимся под истину в последней инстанции. Позвольте мне обобщить то, что мы считаем азиатскими ценностями. Мы ставим общее благо выше индивидуального. Мы воспринимаем семью как конструктивную единицу общества. Мы верим в решение сложных вопросов путем консенсуса. Наш социальный идеал – гармония. Эти ценности диктуют нам иной подход к политике.

Мы отдаем приоритет обязанностям, а не правам. Ваш список прав человека постоянно увеличивается, но где же список обязанностей? Мы его так и не нашли. Мы убеждены, что личность реализует себя как часть общества. Вот почему такое большое значение мы придаем правилам поведения. Оно должно соответствовать и характеру личности, ее социальной роли, положению в обществе, положению в семье. Вы на Западе когда-то придерживались таких же взглядов. Воззрения Аристотеля и Конфуция довольно схожи в этой области. Но вы давным-давно отказались от них. Отсюда ваши доктрины политического индивидуализма, равенства и верховенства закона. Для нас цель – общество, власть, гармония. Власть же основана на осознании естественного неравенства.

Вы придумали права человека и демократию как барьер произволу власти. Для нас главный принцип – воспитание в устоях справедливости и правителей, и подданных. Придерживаясь этих норм, мы гораздо меньше нуждаемся в ритуализованном конфликте, который вы называете демократией и который может парализовать управление. Ваша политическая теория предполагает разделенное, а не гармоничное общество.

Конфуций и Мэн-Цзы подчеркивали важность воспитания индивидуальной нравственности, ведущей к появлению ответственности за общее благо. В конфуцианской традиции интеллектуал – это лояльный критик аморального поведения, не находящийся в оппозиции к правительству.

Для нас основная социальная единица – семья, а не индивидуум. Семья формирует естественную иерархию и основу социальной системы, основанной на доверии. Мы убеждены, что доверие важнее контрактов.

Я понимаю, что многое из сказанного покажется вам старомодным. Мы научились у вас многим секретам экономического развития. Но мы не хотим, чтобы экономический успех пришел к нам вместе с вашими пороками – распадом семьи, падением нравов, злоупотреблением наркотиками, сексуальной распущенностью, преступностью. То немногое, что вам стоило бы перенять от нас, – это большая доля нашего прагматизма. Тогда у нас будет больше шансов на сосуществование в мире и гармонии”.