Курс на Кузбасс


В 2006 г. сеть гипермаркетов “Алпи” намерена довести свой розничный оборот до 12, 6 млрд руб., увеличив его вдвое, говорится в инвестмеморандуме компании, подготовленном накануне дебютного размещения облигационного займа на 1,5 млрд руб. Увеличить товарооборот компания решила за счет открытия 14 новых гипермаркетов в Кузбассе, Красноярске и Саяногорске. Основным регионом развития сети в этом году будет Кузбасс – там планируется построить 10 новых магазинов , в том числе по два в Кемерове (50 000 кв. м и 7300 кв. м.) и Киселевске (площадью 21 000 кв. м и 5400 кв. м), по одному – в Белово, Березовском и Мариинске (все по 17 930 кв. м), в Анжеро-Судженске и Прокопьевске (по 8 450 кв. м) и Новокузнецке (21 300 кв. м). Суммарный объем инвестиций в развитие сети в 2006 г. составит около 7,6 млрд руб. В 2004 г. компания инвестировала в свое развитие 1,3 млрд руб., в 2005 г. – 3,1 млрд руб. Часть средств “Алпи” привлечет за счет облигационного займа, около 60% которого пойдет на ввод новых объектов, еще 40% – на рефинансирование банковских кредитов, говорится в меморандуме компании.

Выбор Кузбасса приоритетной площадкой для расширения бизнеса не случаен. По данным облкомстата, с начала года в Кузбассе отмечена наибольшая динамика роста оборота розничной торговли. За пять месяцев 2006 г. розничный оборот Кемеровской области вырос на 22% и составил 68,6 млрд руб. На втором месте по росту розничной торговли в Сибири – Новосибирская область, где оборот вырос на 20,9%, достигнув 67 млрд руб.

По словам вице-президента “Алпи” Андрея Граванова, рынок Кузбасса интересен прежде всего из-за высокой покупательной способности населения. Предложение отстает от спроса – доля сетевой розницы в регионе низка, поясняет Граванов.

В среднесрочных планах компании – выход на новые рынки Томской, Омской и Иркутской областей. Сеть “Алпи” планирует занять 35% розничного рынка региона, говорится в меморандуме. Для этого компания намерена развивать франчайзинг и скупать местные сети.

На фоне “Алпи” планы других сибирских ритейлеров выглядят гораздо скромнее.

Сопоставимые объемы лишь у сети “Кора”, главного конкурента “Алпи” в Кузбассе. Как сообщила начальник дирекции по маркетингу сети “Кора” Татьяна Люлль, общий объем инвестиций сети на 2006–2008 гг. запланирован более чем в 6 млрд руб. По ее словам, деньги будут потрачены на открытие восьми ТЦ (в том числе в Барнауле, Томске и Новосибирске) площадью от 26 000 кв. м до 50 000 кв. м и девяти супермаркетов в Кузбассе. Сеть намерена расширить свое присутствие на розничном рынке Кузбасса до 8%, а в Кемерове – до 15%, пояснила Люлль. Для этого “Кора” намерена провести облигационный заем на 1 млрд руб., сообщила она.

Крупнейшая сеть Новосибирска, “Холидей Классик”, в 2006 г. вложит в свое развитие около 2 млрд руб., сообщил директор сети Алексей Захаров. Оборот сети увеличится до 7 млрд руб. против 5,04 млрд руб. за 2005 г., а количество магазинов вырастет с 23 до 39. По его словам, в Новосибирске сеть прирастет за счет строительства трех новых супермаркетов и покупки пяти помещений под их размещение. В Барнауле и Томске по два магазина появятся на арендованных площадях и по два будут приобретены, добавляет Захаров.

В течение года в Томске, Новокузнецке и Новосибирске откроется по 10 магазинов формата “у дома” под брендом “Мария Ра”, сообщил директор и владелец “Мария Ра” Александр Ракшин. В 2006 г. инвестиции в развитие сети составят 560 млн руб. Оборот сети возрастет на 50% до 670 млн руб., количество магазинов – до 94. Финансирование проектов предусмотрено за счет кредитной линии Сбербанка, где компании выделена кредитная линия под 14%, поясняет Ракшин.

Если “Алпи” выполнит заявленные планы, то станет крупнейшим игроком за Уралом, предполагает директор сети “Холидей Классик” Алексей Захаров. Экспансия “Алпи” в Кузбасс будет успешной, считает Захаров, несмотря на амбициозные планы “Коры”. “Компании успешно поделят рынок и будут вполне мирно уживаться на первых порах, поскольку “Алпи” традиционно успешна в формате гипермаркета, а “Кора” – в более мелких форматах”, – прогнозирует собеседник. Александр Ракшин согласен с Захаровым и считает логичным акцент на Кузбассе в региональной стратегии “Алпи”. Кемеровский рынок менее конкурентный – сетевая розница занимает меньшую долю по сравнению с Новосибирском и другими регионами, поясняет Ракшин. По его мнению, такой объем инвестиций ставит “Алпи” на уровень федеральных игроков.