Остаться с “Внуково” на 20 лет


Конкурс по выбору оператора для “Внуково” должен стартовать в сентябре, рассказал “Ведомостям” первый замгендиректора “Внуково” Виталий Ванцев. Представитель департамента имущества Москвы Наталья Быкова подтвердила, что такие планы есть, но окончательное решение о проведении конкурса Москва еще не приняла.

Пока мэрия изучает представленные “Внуково” предложения по конкурсной документации. Ванцев говорит, что победителю конкурса планируется продать до 75% акций сегодняшнего агента аэропорта – “Внуково Хэндлинг”. Взамен победитель сразу внесет $80 млн в развитие аэропорта (вся инвестпрограмма “Внуково” – $500 млн). Сам аэропорт сохранит блокпакет “Внуково Хэндлинг”. Эта компания превратится из агента в полноценного оператора, который 15–20 лет будет собирать всю выручку основных компаний “Внуково”. Самим компаниям оператор будет перечислять фиксированную сумму плюс процент, зависящий от пассажиропотока и выручки. В среднем это $35–40 млн в год, поясняет финансовый директор “Внуково” Наталья Белявская.

Крупнейшие в мире операторы аэропортов – Fraport и Airport de Paris – получают по $2,5 млрд выручки и примерно $200 млн прибыли ежегодно. В 2006 г. консолидированная выручка “Внуково” составит $600 млн, а чистая прибыль – примерно $55 млн, говорит Ванцев. По его словам, ежегодно оператор будет получать минимум $10 млн прибыли.

Конкурс понадобился для того, чтобы управление аэропортом было “максимально прозрачным и стабильным”, объясняет Ванцев. “Внуково Хэндлинг” стал единым агентом аэропорта лишь в 2004 г. без всякого конкурса. Договор с ним продляется ежегодно. “Внуково Хэндлинг” контролируется компанией “Внуково-Инвест”. Ее совладелец Виталий Ванцев говорит, что компания обязательно станет участвовать в конкурсе. Из международных операторов “предварительный” интерес проявили германские Hochtief и Fraport, добавляет он. Представители этих операторов от комментариев воздержались.

Российские игроки могут на этот конкурс и не попасть. Ванцев и один из чиновников столичной мэрии говорят, что хотят сделать основным ограничением для претендентов опыт работы в аэропортовом бизнесе не менее 10 лет. Этому требованию не отвечают ни “Ренова” (под ее контролем екатеринбургский аэропорт “Кольцово”), ни Русско-азиатская инвесткомпания Олега Дерипаски с аэропортами в Краснодаре, Анапе и строящимся в Геленджике. А вот “Внуково-Инвест” пришла во “Внуково” еще в 1996 г., напоминает Ванцев. “Ист Лайн” же из “Домодедово” всегда заявляла, что другие аэропорты ей не нужны.

“Внуково-Инвест”, похоже, хочет “узаконить” свое положение в аэропорту, особенно в преддверии перевыборов мэра в конце 2007 г., рассуждает аналитик “Центринвест груп” Михаил Ганелин. Хотя иностранные операторы обязательно составят ей конкуренцию, ведь они уже пытались получить в управление “Шереметьево” и интерес к рынку не потеряли.