Проверки на дорогах


Транспортный налог появился в России в 2003 г. взамен отмененного дорожного налога. Дорожный налог платили только предприятия, а транспортный налог взимается с владельца конкретного транспортного средства – гражданина или организации. В каждом регионе ставка налога своя – субъекты Федерации могут уменьшать или увеличивать базовую ставку в 5 раз. Самые высокие ставки налога действуют в Москве, Новосибирске, Кемерове и Красноярске, говорит лидер движения автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков. Например, владелец машины мощностью до 100 л. с. заплатит в Москве 7 руб. с 1 л. с. (базовая ставка – 5 руб.), а мощностью свыше 250 л. с. – 100 руб. (базовая – 30 руб.). Таким образом, Toyota Crown Majesta (пусть даже 1993 г.) обходится москвичу примерно в $1000 ежегодно.

Но собираемость этого налога огорчает чиновников. В 2005 г. к уплате было начислено примерно 21,5 млрд руб., а поступило в бюджет около 14,9 млрд руб. Таким образом, осталось несобранным около 30,6%, сетует член бюджетного комитета Совета Федерации Татьяна Попова. В Тверской области за полгода собрано 38,3% от запланированной на 2006 г. суммы, рассказывает завотделом доходов областной администрации Марина Полякова. “Объемы поступлений практически не растут, хотя число автовладельцев увеличивается”, – отмечает Попова. Она видит причину проблемы в том, что у автомобилистов нет стимулов для уплаты налога, а также в некачественной системе его администрирования.

Чтобы регионам было на что строить и ремонтировать дороги, нужно заставить водителей платить государству за свои авто, полагают сенаторы. Техосмотр – лучший способ: его проходят все водители, поэтому во время этой процедуры удобнее всего проводить контроль за уплатой налога, рассуждают они. Поэтому в конце июня председатель бюджетного комитета Совфеда Евгений Бушмин и его коллеги по комитету Татьяна Попова и Вячеслав Новиков внесли в Госдуму проект поправок к закону “О милиции”, обязывающих ГИБДД проверять квитанции об уплате налога при проведении техосмотра. Попова надеется, что депутаты утвердят изменения уже осенью и они сразу вступят в силу.

Нет сомнений, что принятие такого закона повысит собираемость транспортного налога, говорит замгендиректора “БДО Юникон” Татьяна Румянцева. Но директор департамента “Правовых консультаций” Дмитрий Костальгин убежден, что поправка противоречит Конституции. “Получается, что налог ограничивает право пользования собственностью и свободу передвижения”, – говорит он и предлагает гражданам обращаться в Конституционный суд.

Автолюбители тоже встретили инициативу в штыки. Налог платится после получения уведомления из инспекции, а их присылают очень нерегулярно, говорит Лысаков. “Человеку уже пора проходить техосмотр, а он еще уведомление не получил”, – объясняет он. К тому же в квитанциях налог часто исчислен неправильно, а иногда приходят требования об уплате налога за давно проданную машину, добавляет Костальгин.

“Сегодня из-за плохой работы чиновников страдает бюджет, а в случае принятия поправки жертвами станут граждане”, – прогнозирует Костальгин. “Налог уплачивается за прошлый год, поэтому при прохождении техосмотра автомобилист сможет предъявить квитанции за два предыдущих года”, – возражает Попова. Если инспекция задерживает отправление уведомления, а срок истекает, гражданин вправе сам обратиться в инспекцию с просьбой прислать ему уведомление, объясняет она.