Чтобы не пропили


В послании Федеральному собранию 10 мая Владимир Путин предложил правительству направить максимум усилий на решение демографической проблемы. Самым революционным стало его предложение при рождении второго ребенка переводить из бюджета на специальный счет матери 250 000 руб. Правда, Путин хочет, чтобы эти деньги она могла потратить только на приобретение жилья, образование ребенка или вложить в накопительную часть своей пенсии.

Чиновники немедленно приступили к выполнению президентского поручения. Законопроект “о базовом материнском капитале” будет внесен в Госдуму в конце сентября – начале октября, обещает министр социального развития Михаил Зурабов. Он рассказал журналистам, что деньги матерей будут храниться на специальных накопительных или учетных счетах в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда (ПФР). Предполагается, что уже с 2007 г. при рождении второго ребенка в ПФР будут автоматически поступать необходимые подтверждающие документы, которые станут основанием для открытия счета. Пользоваться деньгами мать сможет только тогда, когда ребенку исполнится три года. Зурабов жалуется, что чиновники пока не могут определиться, что делать с базовым капиталом в случае смерти одного из детей. По словам министра, “пока правительство склоняется к тому, чтобы его сохранить”.

Но это далеко не единственная проблема, с которой столкнулись чиновники при написании законопроекта, выяснили “Ведомости”. По словам чиновника правительства, чтобы соблюсти все ограничения, о которых говорил президент, нужно преодолеть “массу юридических сложностей”. Например, кто будет наследовать деньги в случае смерти матери или лишения ее родительских прав? Разрешать ли использовать деньги на учебу первого ребенка, если второй учиться не хочет, а у семьи нет жилищных проблем? И как написать закон так, чтобы родители расходовали деньги строго по назначению и не пропили? Чиновники нашли ответ пока только на этот вопрос: вместо собственности на деньги правительство предоставит матерям “право распоряжения” этими средствами, а их собственником останется государство. Такая юридическая форма позволит обеспечить целевое использование средств, уверен чиновник одного из министерств экономического блока правительства. По его мнению, остальные вопросы тоже решаются просто. “В наследовании вообще нет необходимости – президент же сказал, что деньги предназначаются матерям”, – рассуждает он.

Эксперты полагают, что правительственные юристы идут правильным путем. Оставив матери только возможность распоряжения деньгами, государство как собственник сохранит за собой право ставить ей условия, объясняет председатель коллегии адвокатов ЮГ “Инюркон” Александр Мартен. ПФР будет переводить средства со счета матери на счет продавца квартиры или учебного заведения, только убедившись в их целевом назначении – например, по предъявлении договора купли-продажи квартиры или договора с учебным заведением. “Это аналогично субсидиям на квартиры, которые получают очередники”, – соглашается член думского комитета по законодательству Галина Хованская. При этом купленная на “материнские” деньги квартира будет собственностью семьи, а не государства, поскольку договор купли-продажи заключен на имя родителей. “Избежать продажи квартиры с целью траты полученных на нее госсредств можно легко”, – продолжает управляющий партнер “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. Ребенка нужно сделать собственником части квартиры – по закону до его совершеннолетия его жилищные условия не могут быть ухудшены. С учебными заведениями еще проще – они деньги обратно вообще не отдают, отмечает Еганян. Зато наследовать государственные деньги будет невозможно, предупреждает Мартен. Вопрос наследования отпадает, если зачислять деньги на счет ребенка, а не матери – тогда деньгами сможет распоряжаться любой опекун ребенка, предлагает директор Института социальной политики Сергей Смирнов.