Дутое искусство


В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца расставлены вещи, которые нравится разглядывать: сама природа стекла такова, что в него или сквозь него хочется посмотреть. Вазы, барельефы, наборы посуды, объекты без определенного предназначения, так, для красоты. Собранные на выставке вещи не совсем бытовые предметы, хоть и напоминают их: работы подписаны не «Ваза такая-то» или «Графин такой-то», а «Супрематический букет», «В росу», «Штормит», «Звуки джаза». Они для декора, и часть из них уже украшают интерьеры домов и квартир (экспонаты из частных коллекций). Но в основном здесь произведения, так и не нашедшие себе частных владельцев: значительную часть выставки составляют вещи, переданные в дар Эрмитажу московской галереей РОСИЗО.

Еще несколько лет назад в этой галерее на Петровке можно было приобрести авторские работы из стекла тех же самых художников, что сейчас представлены в Эрмитаже. Выбор был большой, спрос стабильный, но галерея закрылась, а коллекцию авторского стекла пришлось передать в музей. «От этого собрания пришлось отказаться по внутренним обстоятельствам, не было места для хранения, – вспоминает работник выставочного отдела РОСИЗО Ирина Клопова. – За коллекцию предлагали большие деньги, ее даже хотел купить для своего музея Зураб Церетели, но было принято другое решение». Судя по тому, что стекло из РОСИЗО удостоилось большой выставки, да еще в пик туристического сезона в Петербурге, решение о передаче собрания в Эрмитаж было правильным.

Посещение экспозиции «Соло для трубки стеклодува» сориентирует и в географии, и в современных технологиях. Стекольные производства – одни из старейших в России. Существенно и то, что стеклоделие у нас не заимствовано из Европы, а заложено еще Ломоносовым. Экспозиция делится по городам, центрам стекольного производства. Их четыре: Дятьковский хрустальный завод в Брянской области, Гусь-Хрустальный – во Владимирской, «Красный май» в Вышнем Волочке, Ленинградский завод художественного стекла (закрыт в 1997 году).

При каждом из этих заводов работают художники, ориентированные не только на массовое производство. Их немного, так как создание уникальных художественных предметов из стекла – трудоемкое и, в общем-то, нерентабельное дело. Авторское стекло только становится предметом специального коллекционирования, хотя выставка в Эрмитаже наверняка изменит ситуацию: ведь есть же собиратели cовременных вещей Baccara, Daum или Lalique.

Стекло – один из самых хрупких материалов: малейшие сколы, трещины, дефекты позолоты и серебрения, которые невозможно бесследно реставрировать, значительно влияют на цену. Но какова бы ни была сохранность предметов, главный критерий для коллекционера – художественные достоинства вещи. «При оценке авторского стекла учитываются оригинальность произведения, сложность технического исполнения, внедрение автором ноу-хау», – говорит эксперт аукционного дома «Гелос» Светлана Белоусова.

Все это открывает неплохие перспективы для современного авторского стекла, где эксперименты с технологиями не прекращаются. Эти произведения иногда встречаются в художественных салонах и лавках Центрального дома художников. В частных интерьерах они прекрасно справятся с ролью скульптуры, которой редко занимаются современные художники, но на которой зато так набили руку производители подделок.

Выставка открыта до 1 октября