Идеи для пайщиков – 2


Заработать вместе с государством

Инвесторы полюбили компании с участием государства после дела ЮКОСа: полагая, что государство не будет предъявлять налоговые претензии к самому себе, они стали покупать акции “Газпрома”, Сбербанка и “Транснефти”. Первым отреагировал на это Банк Москвы: в январе прошлого года его управляющая компания создала ПИФ “Красная площадь – Акции компаний с государственным участием”. Поначалу идея заключалась в минимизации рисков, вспоминает замдиректора департамента управления активами Банка Москвы Кирилл Тремасов, но затем на первый план вышли хорошие показатели госкомпаний.

Впрочем, у “Красной площади” есть и бумаги частных компаний – “Лукойла” (10,1%), Сургутнефтегаза (7,9%) и “Норильского никеля” (9,3%). Тремасов разъясняет, что на долю частных компаний приходится менее трети портфеля фонда: доля Сбербанка, “Газпрома” и РАО ЕЭС в нем близка к максимально дозволенным одному эмитенту 15%. А вот бумаги “Роснефти” Тремасов пока не планирует покупать – он готов выделить под них 10% портфеля, но не раньше, чем их цена опустится ниже $7 за акцию.

Более соответствует своему названию созданный месяц назад “Максвелл Фонд госпредприятий” (УК “Максвелл Эссет Менеджмент”). На долю “Газпрома”, РАО ЕЭС, Сбербанка и “Сахалинморнефтегаза” приходится по 15% портфеля. Есть в нем акции “АвтоВАЗа” (15%), который госкомпанией не является, а также “Газпром нефти” (10%). На оставшиеся 15% управляющий фондом Сергей Усиченко купил акции “Роснефти”.

Результаты “Красной площади” за полгода (21,4%) мало отличаются от других ПИФов УК Банка Москвы – фонда акций “Манежная площадь – Российские акции” (21,9%). Оба они отстали от индексного фонда “Биржевая площадь – Индекс ММВБ” (30%). А паи фонда банковского управления (ОФБУ) “Базовые отрасли” под управлением Уральского банка реконструкции и развития, который вкладывает деньги пайщиков в акции госкомпаний, за полгода подорожали на 32,3%.

Но инвестирование в госкомпании – это вопрос не математики, а философии. В России эта идея может далеко пойти, считает председатель совета директоров УК “Альфа-Капитал” Бернард Сачер. Он советует инвесторам перед вложением денег в такие компании ответить на вопросы, действительно ли у России особый путь развития и правда ли, что государственные компании могут в долгосрочной перспективе быть эффективнее частных.

Кто на новенького

Те, кто отвечает на этот вопрос отрицательно, могут выбрать не фонды государственных монстров, а компаний, недавно появившихся на бирже. Среди них как предприятия, созданные еще при СССР (“Северсталь-Авто”, “Лебедянский” и др.), так и компании, созданные несколько лет назад (МТС, сеть магазинов “Магнит” и др.).

Большинство разместившихся компаний – серьезные игроки, отмечает главный управляющий директор по инвестициям ФК “Уралсиб” Алексей Чаленко. Но делать ставку только на “новые” акции эксперты не советуют. Из всех инвестиционных идей это самая опасная, предупреждает Сачер. Готовясь к IPO, компании проводят “предпродажную подготовку” и порой размещают акции дороже их справедливой стоимости. После IPO они чаще растут медленнее рынка. Из 15 компаний, проводивших IPO в 2005 г., лишь три обогнали индекс РТС.

Вот и паи единственного такого фонда – “Агора – Российские IPO” (УК “Портфельные инвестиции”) за полгода подорожали всего на 1,8%. В его портфеле акции компаний, разместившихся с 2004 г. Правда, требования ФСФР заставляют отклоняться от этого плана, сетует исполнительный директор УК Алексей Аболяев. Сейчас доля непрофильных акций – 16% портфеля, но по мере проведения новых IPO их доля сведется к минимуму, обещает Аболяев. Сейчас в портфеле фонда акции “Лебедянского” (5,7%), пивоварни “Балтика” (5,2%), МТС (7%), “Северсталь-Авто” (10,8%), парфюмерного концерна “Калина” (4,7%), “Комстара-ОТС” (3,8%), “Седьмого континента” (4,3%), “Магнита” (5,2%), НЛМК (5%), Магнитогорского меткомбината (10,5%) и др. Купил фонд и акции “Роснефти” – их доля 12,3%.