Литва переезжает в Африку


В Европе литовца Туминаса считают пропагандистом русской культуры – после его «Маскарада» лондонские газеты написали, что «Туминас открыл для англичан Лермонтова», а поставленный им «Вишневый сад» объявили «первой настоящей трактовкой чеховской пьесы».

Туминас соединяет тягу к метафорам, свойственную литовскому театру, с чисто русским психологизмом, что делает его необыкновенно привлекательным в глазах наших артистов. Марина Неелова, сыгравшая королеву Елизавету в спектакле «Играем… Шиллера!», который Туминас поставил в «Современнике», до сих пор с восторгом вспоминает его репетиции, а Сергей Маковецкий – Городничий в «Ревизоре», сделанном им для Театра им. Вахтангова, – сегодня регулярно ездит в Литву играть эту же роль в вильнюсском Малом театре.

Свою труппу Туминас собрал еще в 1990-м, заявив, что хочет продолжить традиции начала XX века и создать «театр без авторитетов», где звезды и начинающие равны. До ноября 2005-го у театра не было собственного помещения, труппа играла спектакли на чужих сценах и объездила все престижные фестивали.

По каким-то неведомым причинам в Москве Малый театр Вильнюса появлялся лишь дважды, успев, однако, получить «Золотую маску» в номинации «Лучший иностранный спектакль года». Зато нынешние гастроли организованы Музыкально-театральным центром Людмилы Гурченко при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии с большим размахом. За шесть дней в Москве покажут пять спектаклей Туминаса, среди которых «Маскарад» (он-то и получил в 1999-м «Маску»), «Вишневый сад», существующий в репертуаре уже 16 лет, и совсем свеженькие «Три сестры».

Авторитетов Туминас не любит, равно как и традиционных трактовок классики. В его «Маскараде» трагичное переплетается со смешным, настоящий лед – с настоящим пламенем, а в действие вмешиваются не предусмотренные Лермонтовым персонажи. С колосников валит густой снег, который безмолвные слуги просцениума скатывают в огромные шары – они растут и множатся вместе с ревностью Арбенина...

В спектакле «В ожидании Годо», недавней премьере Малого театра, Туминас превращает абсурдную пьесу Беккета в историю о конкретных людях и об убегающем времени; в «Вишневом саде» главным действующим лицом становится «многоуважаемый шкап». А чеховские сестры вместо меланхоличных барышень оказываются у него лихими, обаятельными оторвами.

Не сторонится Туминас и современной драмы. Самым неожиданным в гастрольной афише Малого театра может стать спектакль «Мадагаскар», сочиненный режиссером вместе с молодым драматургом Марюсом Ивашкявичусом. В его основе подлинная история литовского общественного деятеля Казиса Пакштаса, всерьез задумавшего обустроить новую родину для литовцев в Африке.

24–29 июля, на сцене Театра им. Маяковского, Б. Никитская ул., 19,

тел. 290 46 58