Одним словом


По силе воздействия своих слов на российские рынки руководитель ФРС уже давно опережает самых высокопоставленных чиновников. “Хотя российский ЦБ в состоянии делать с рублем что ему захочется, если речь идет о словесных интервенциях, то Бернанке, конечно, имеет больший вес, чем [председатель ЦБ Сергей] Игнатьев или [первый зампред ЦБ Алексей] Улюкаев, – полагает Надоршин. – К выступлениям российских властей относятся гораздо спокойнее. Они не могут говорить, что рубль будет в ближайшие дни укрепляться, а других механизмов проведения денежно-кредитной политики у них нет”. К тому же слова представителей монетарных властей зачастую расходятся с делом. Не успел министр финансов Алексей Кудрин в начале июня отметить, что рубль уже достаточно укрепился и “существенных изменений курса рубля по отношению к евро и доллару в ближайшее время не предвидится”, как национальная валюта выросла и к доллару, и к евро. “Российские чиновники влияют на отдельные компании. Например, в среду Минприроды пригрозило отозвать лицензию у ТНК-ВР, и котировки компании упали на 4%, – напоминает начальник аналитического отдела БКС Максим Шеин. – Но это несопоставимо с влиянием слов Бернанке, который может развернуть весь рынок”.

В последнее время американская инфляция для инвесторов по всему миру значит едва ли не больше, чем индивидуальные показатели конкретных компаний или других экономик. Ведь если цены будут расти чересчур быстро, ФРС повысит учетную ставку и курс доллара вырастет, а акции по всему миру подешевеют – особенно на развивающихся рынках. В среду утром, еще до выступления Бернанке на банковском комитете сената, стало известно, что базовый индекс потребительских цен (без учета цен на продукты питания и энергоносители) вырос сильнее, чем прогнозировали аналитики, – на 0,3% за июнь. Инвесторы приуныли: во вторник они расценивали вероятность повышения процентной ставки в августе в 65%, а после выхода данных – в 95%.

Но выступление Бернанке произвело на них еще более сильное впечатление. Бернанке признал, что в ближайшее время инфляционное давление в США сохранится, а “возможное повышение цен на нефть и другое сырье остается фактором риска”. Но глава ФРС ожидает “замедления экономического роста” в этом и следующем годах, которое “со временем должно помочь снизить инфляционное давление”. После этого рынок снова стал расценивать вероятность повышения ставки в августе в 65%, а на фондовых рынках по всему миру началось ралли.

Американский Dow Jones после слов председателя ФРС вырос на 2% до 11011,42. Японский Nikkei 225 в четверг прибавил 3,1% – в основном за счет автопроизводителей, сильно зависящих от продаж в США: акции Honda подорожали на 4,6%, Toyota – на 3,2%. В Индии акции подорожали на 3,5%, в Турции – на 5,2%, а в Южной Корее – на 3,2%.

А вот доллар, дорожавший последнюю неделю из-за высокой инфляции в США, наоборот, подешевел: на 0,4% – к евро, на 0,2% – к швейцарскому франку и на 0,7% – к британскому фунту.

Российский рынок не стал исключением. Вчера вечером доллар стоил уже 26,92 руб. – почти на 14 коп. меньше, чем в среду утром. “Это в чистом виде [реакция на] слова Бернанке”, – уверен аналитик инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин. За вечер среды и четверг индекс РТС вырос примерно на 3,2%, хотя до этого он снижался несколько дней подряд из-за войны между Израилем и Ливаном. “Выступление Бернанке вышло на 1-е место”, – констатирует вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. А поскольку ближневосточный конфликт уже не главная новость, инвесторы начинают вспоминать об удачном IPO “Роснефти” и очень высоких ценах на нефть.