От хачапури к драникам


В какой-то степени эти места – часть местного культурного контекста, без них исчезнет весь колорит Большой Никитской. Так что спешите видеть.

На месте ресторана кавказской кухни «У Никитских ворот» когда-то работала культовая, как рассказывают, шашлычная «Казбек». Последние двадцать лет здесь тоже подают шашлык, а еще знаменитые на всю округу хачапури по имеретинскому рецепту. Темный зал, оформленный в охотничьем стиле: кирпичная кладка, медвежья шкура на стене, тяжелая мебель, шашлык по-карски, тягучее красное вино – идеальное место встречи, например, журналиста с тайным источником информации.

Соберетесь в Театр у Никитских ворот – не забудьте про самый душистый на свете кофе с кардамоном в ливанском бистро «Синдбад», что в том же доме, но со стороны бульвара. На месте и знаменитая «Рюмочная», что в доме № 22, которую вполне резонно посетить перед походом в Консерваторию или Театр Маяковского. Небольшой зал с десятком столиков, барная стойка, на которой выставлены блюда с закусками. Ну чем не тапас-бар? Разве что ассортиментом. Отличное место, чтобы культурно, но без лишних церемоний выпить сто граммов. В меню рыба под маринадом, яйцо под майонезом, мясо по-французски, рагу овощное, какие-то удивительные пирожки.

В заповедные прелести Большой Никитской отлично вписываются рестораны, не претендующие на модность. Вот например «Белая Русь», в доме № 14: кафе с белорусской едой – вкусной и добротной. С несметным количеством драников и «калдунами», то есть драниками фаршированными, например, щукой. Здесь вам расскажут о различиях между российской и белорусской картошкой, раскроют, если надо, другие кулинарные тайны.

Новые заведения, появляющиеся на Большой Никитской, будто специально пытаются прибавить себе возраста, дабы сделать вид, что всегда тут были. Например «Квартира 44» в доме № 22/2 – кафе, оформленное в духе старого московского жилья. Жаль только, что старомосковская эстетика не очень ярко выражена в меню: ну борщ, а где сегодня не подают борща? Впрочем, баранки в неограниченном количестве и возможность самому заварить чай трогательны.

А еще здесь есть место, идеально укладывающееся в классическую формулу единства места, времени и действия. Едва ли не первый частный ресторан нового времени – «Станиславского, 2», по адресу Леонтьевский переулок, дом № 2/26. Туда нельзя попасть с улицы, а только по рекомендации и предварительной договоренности. Но зато нигде больше нет таких котлет и сырников, как в этом старом московском доме, и нигде не чувствуешь столь отчетливо, как остановилось время. На визитке ресторана написано: First Family Restaurant in Moscow – мы и правда в гостях у семьи со своими укладом и историей. Меню ресторана не отвечает никаким тенденциям – это настоящая домашняя кухня, где рецепты выверены годами. Домашние концерты, которые дают консерваторские студенты, не фон к закускам, а самостоятельное мероприятие, столь же важное, как общение гостей с хозяйками и еда. Странное для нынешней Москвы, но закономерное для этих улиц место может исчезнуть, попав под реконструкцию дома, который является частью старинной городской усадьбы Позднякова, где в начале XIX века был знаменитый театр-маскарад. Есть такое понятие – предельно допустимая концентрация изменений. Будет грустно, если и на Большой Никитской эта концентрация зашкалит.