От “Волгателекома” требуют скорости


В этом году управление признало “Мобиком-Центр” (оператор сети сотовой связи стандарта GSM “Мегафон”) нарушившим закон “О рекламе”. Компания рекламировала программу “Мегафон-бонус”, что, по мнению УФАС, “вводило потребителя в заблуждение”: в рекламе умалчивалась информация о том, что оператор сотовой связи может в любое время приостановить возможность использования абонентом накопленных бонусных баллов, начисленных в рамках рекламируемой программы.

Вчера НУ ФАС возбудило дело в отношении компании “Волгателеком” по признакам нарушения ч. 3 ст. 5 закона “О рекламе” (“реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о характеристиках рекламируемого товара”), сообщила консультант НУ ФАС Ольга Швецова. В середине июня Ульяновское управление ФАС перенаправило в НУ ФАС заявление от ульяновского потребителя, который жаловался на рекламу “Волгателекома”, размещенную в Интернете, – “J – это высокоскоростной доступ в сеть Интернет по технологии ADSL”. По мнению заявителя, согласно рекламе при подключении к Интернету по этой технологии скорость передачи данных составляет до 8 мбит/с, но в действительности она равна 512 кбит/с. А в июле поступило еще два заявления от потребителей с аналогичными жалобами на рекламу “Волгателекома”, говорит Швецова. Рассмотрение дела назначено на 9 августа.

В департаменте информационно-аналитического обеспечения компании сообщили, что на сайте компании ОАО “Волгателеком” на страничке Ульяновского филиала в разделе “Новости” действительно присутствовала фраза “высокоскоростной доступ в Интернет по технологии ADSL <...> 8-мегабитные скорости передачи данных”. Эта фраза – результат ошибки оператора ввода информации (опечатка: пропущен предлог “до”), которая была немедленно устранена после ее обнаружения, сообщили в департаменте. О непреднамеренности события говорит и тот факт, что на этом же сайте информация о возможной скорости доступа встречается еще несколько раз в правильном варианте изложения “до 8 мбит/с”. При этом в компании отметили, что скорость передачи данных до 8 мбит/с напрямую зависит от протяженности и загруженности магистральных сетей.

“Операторы часто используют в рекламе максимальные технические характеристики, достигнутые в лабораторных условиях”, – говорит заместитель генерального директора ЗАО “СМАРТС” Андрей Гирев. По его мнению, такой эффективный ход, влияющий на выбор людей, зачастую нарушает закон о защите прав потребителя. Гирев подчеркивает, что телекоммуникационная отрасль – быстро развивающийся сектор услуг и услуги Интернета, фигурирующие в рекламе, могут быть еще привлекательнее уже через несколько месяцев. По мнению Гирева, телекоммуникационным компаниям надо тщательно следить за реальными техническими характеристиками своих услуг. Если испытания выявят расхождения с рекламой, “Волгателекому” придется удовлетворить требования заявителей, предполагает он. Швецова пояснила, что потребитель требует обязать “Волгателеком” выполнить свое рекламное обещание и поднять скорость передачи данных до 8 мбит/с. При этом в УФАС отметили, что антимонопольные органы могут либо выдать предписание об устранении нарушения в рекламе, либо привлечь к административной ответственности, наложив штраф на организацию.

Аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина полагает, что это довольно редкий случай среди крупных телекоммуникационных компаний. По ее мнению, технология ADSL легко гарантирует заданную скорость передачи данных – не исключено, что “Волгателеком” просто перегрузил внешние каналы, подключив большое количество пользователей. Саяпина предполагает, что ситуация быстро разрешится и нужные технические параметры проекта будут достигнуты.

В итоге “Мобиком-Центру” пришлось изменить рекламу этой программы. Как сообщили в компании, рекламные листовки по программе “Мегафон-бонус” будут дополнены информацией о том, что условия программы “Мегафон-бонус” могут быть изменены ЗАО “Мобиком-Центр” в одностороннем порядке.