Примерить за 5 секунд


Огромная белая машина, напоминающая кокон, стоит на втором этаже лондонского универмага Selfridges в джинсовом отделе. Она называется Bodymetrics Pod, что можно перевести как «кокон для измерения параметров тела». За 5 секунд машина снимает с вас 200 мерок, по которым потом сошьют джинсы. Процесс несложный и даже забавный: снимаете одежду и, оставшись в одном белье (оно должно быть белого или телесного цвета), встаете в середину кокона, ноги на ширине плеч, руками держитесь за поручни. Внутри, как на дискотеке, играет музыка и мигают в такт разноцветные огни. Компьютер сканирует тело, делает трехмерное изображение – и точные размеры готовы. Параметры заносятся в базу, теперь остается только определиться с фасоном (с высокой, заниженной или средней талией), плотностью материала и цветом. Через три недели джинсы, скроенные точно по вашим размерам, с вашими инициалами на заднем кармане доставят домой. Идеально подогнанные джинсы обойдутся владельцу недешево – от 370 до 660 евро.

Между тем, по словам Сурена Гутеналейка, одного из основателей компании Bodymetrics, владеющей правами на машину, услуга становится все более популярной – за два года ею воспользовались более 5000 человек. Но пошив индивидуальных джинсов был пробным шаром: как стало известно «Пятнице», в сентябре «автоматический портной» появится в лондонском универмаге Harrods – там будут шить не только джинсы, но и костюмы. Компания Bodymetrics уже заключила договор о партнерстве с маркой Vivienne Westwood и портным Ником Тентисом. Пошив костюма, включая снятие мерок, обойдется в 1450–4350 евро. Для сравнения: костюм, сшитый в ателье Zegna в Милане или в Москве, будет стоить 2000 евро, в салоне Brioni – 4500 евро. Анна Зенья, креативный директор марки Ermenegildo Zegna, встает на защиту портных. «В отличие от бездушной машины наш портной принимает во внимание ритм жизни заказчика, национальные особенности, – говорит она. – Например, итальянцы предпочитают пиджаки с коротким рукавом. Русские и американцы любят свободные пиджаки, а японцы – приталенные укороченные. Машина этого не учтет».

Появление Bodymetrics неслучайно: потребитель хочет покупать то, что ему подойдет точно по размеру, и технологии идут ему навстречу. Bodymetrics намеренно начинает именно с джинсов: при их выборе покупатель прежде всего руководствуется не цветом и фасоном, а тем, как они «сядут». Пользоваться снятыми машиной мерками и шить на заказ можно бесконечно, если, конечно, вес не меняется. Планы господина Гутеналейка более чем амбициозные: кроме пошива костюмов он собирается создать сайт, где разместит текущие коллекции различных марок. Клиент, сняв мерки в магазинах Selfridges и Harrods в Лондоне и Le Bon Marche в Париже и получив трехмерную картинку своего тела в электронном виде, сможет дома «примерить» в режиме онлайн, скажем, платье из магазина дизайнерской одежды TopShop или бюстье от Vivienne Westwood и решить, покупать или нет. Эта идея оправданна: люди, привыкшие экономить время с помощью Amazon или eBay, наверняка захотят воспользоваться виртуальной примеркой.

Никакого интереса к машине-сканеру со стороны российского модного бизнеса пока не последовало. Вероятно, наш рынок к подобной услуге еще не готов. «Идея индивидуального пошива джинсов кажется мне преждевременной, – говорит Йоуко Питканен, директор по продажам магазинов «Стокманн» в Москве. – В основном джинсы у нас носит молодежь. Она, конечно, стремится выделиться, но вряд ли молодые люди готовы переплачивать за индивидуальность. Поэтому я не думаю, что инвестиции в такую технику (машина стоит 145 000 фунтов стерлингов. – «Пятница») себя оправдают. Иное дело – пошив костюмов. Это другая клиентура и расценки. Это интересно, хотя без предварительной калькуляции точно я ничего сказать не могу».

В Москве, как и в Европе, существует четкое деление одежды на готовую и сшитую на заказ – не только на практике, но и в головах покупателей. Бизнесмены и политики за индивидуальным пошивом скорее обратятся к услугам «живого» мастера: в прошлом году в Москву приезжал Ник Харт, знаменитый портной с лондонской Севил-Роу, он снял мерки со 100 человек. Джанлука Исайа, глава итальянской марки Isaia, также убежден, что судьба Bodymetrics – служить аттракционом для клиентов: «Я сильно сомневаюсь, что в обозримом будущем машины победят человека в этом ремесле. Ведь секрет безупречно сидящего костюма – это не только цифры. Это еще и бесценное живое общение с профессионалом, в результате портной узнает о привычках и образе жизни клиента, а тот, в свою очередь, может получить ценный совет от специалиста».

Наталья Габриелян, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, считает, что поход к портному имеет психотерапевтический эффект: «Ты приходишь к профессионалу таким, как ты есть, со всеми своими недостатками. Портной не только скроет их под одеждой, но еще и словами ободрит. То есть портной, как психолог, корректирует твое отношение к себе».