Летать по-русски


В апреле глава Росимущества Валерий Назаров писал в Минтранс, что создавать новый холдинг на базе AiRUnion бессмысленно: с сегодняшним составом государство все равно получит в нем контроль. Он будет конкурировать с “Аэрофлотом”, а две “ослабляющие друг друга” госкомпании в России не нужны. Потому лучше отдать “Аэрофлоту” все госакции в KrasAir, ДАЛ и “Самаре”.

Как выяснилось, Назаров передумал. Он направил в Минтранс и Минэкономразвития свой проект указа президента об объединении AiRUnion, говорят чиновник из Росимущества и источник из окружения Бориса Абрамовича. Акции пяти членов альянса должен получить новый холдинг под названием “Росавиасоюз”. А государство “в соответствии с независимой оценкой” получит не менее 51% его акций. Почему поменялась позиция Росимущества, сотрудник ведомства не уточняет, он объясняет только выбор нового имени: “Эйрюнион” не подходит для национального перевозчика. Чиновник из администрации президента добавляет, что “изменилось общее мнение” о том, насколько сильно стоит укрупнять “Аэрофлот”.

Эпопея с согласованием схемы авиахолдинга на базе KrasAir длится больше года. Автор проекта – Борис Абрамович. Оценить его еще в середине 2005 г. взялась аудиторская фирма “Пачоли”. Сначала она посчитала, что госдоля в холдинге составит лишь 42%, после чего появился первый проект президентского указа, написанный Минэкономразвития. Но Росимущество проект раскритиковало и затеяло тяжбу с KrasAir, оспаривая в красноярском арбитраже законность поручительства компании по облигационному займу ООО “Эйрбридж” на 3 млрд руб. (судебного решения до сих пор нет).

Весной “Пачоли” пересчитала условия сделки и сделала вывод, что госпакет в новом авиахолдинге все же превысит 50%, после чего Росимущество и предложило передать госпакет акций KrasAir “Аэрофлоту”. Генпрокуратура в июне возбудила уголовное дело по займу “Эйрбридж” – по статье “мошенничество в особо крупном размере”. Ни ход, ни фигурантов этого дела в прокуратуре обсуждать не хотят.

Выяснить позицию Абрамовича и представителей Минэкономразвития вчера не удалось. В Росимуществе, Минтрансе и KrasAir от официальных комментариев отказались. Но высокопоставленный чиновник Минтранса говорит, что в любом случае проект президентского указа будет снова готовить Минэкономразвития. А еще в апреле глава этого министерства Герман Греф (вместе с министром транспорта Игорем Левитиным) попросил Владимира Путина одобрить другую схему нового холдинга. Министры признали, что, по “предварительной оценке”, частным акционерам не хватит акций, чтобы получить контроль в новой компании. Но им “целесообразно” отдать контроль, за который они могут доплатить деньгами. Резолюцией президента было одно слово – “согласен”. “Процесс сдвинулся, теперь предметом торга будет размер госдоли, а не сам факт объединения”, – радуется близкий к Абрамовичу источник.

“Контрольный пакет KrasAir интересовал “Аэрофлот”, ведь это крупный актив, но новая позиция Росимущества наших планов по консолидации не меняет”, – говорит заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков.

Формально Греф не обязан учитывать мнение Назарова, рассуждает проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон, после административной реформы Росимущество отвечает за управление госакциями, а политические вопросы – как этими акциями распорядиться – решает Минэкономразвития.

Кремлевский чиновник предупреждает, что от мнения Назарова отмахиваться вряд ли будут: апрельская резолюция президента – “не единое мнение администрации”.