ПРАВИЛА ИГРЫ: Без защиты от идиота


Алкогольные отделы в магазинах Петербурга, как и везде, впечатляют. На фоне привычного капиталистического изобилия в других секциях полки, заставленные чем-то явно “паленым” и чем-то запредельно “элитным”, выглядят просто вызывающим анахронизмом.

Сначала были накладки с новыми акцизными марками – их просто не удосужились изготовить в срок. Потом Минфин затянул с написанием новых правил учета – положение о ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе учета алкогольной продукции) было внесено в правительство через неделю после того срока, когда система должна была начать функционировать. Теперь возникли проблемы с самой компьютерной программой учета, которую в обязательном порядке должны использовать продавцы алкоголя. Программу разрабатывал Научно-технический центр “Атлас”, подконтрольный ФСБ. По оценке “Ведомостей”, участники рынка потратят на установку программы и оборудования $127 млн и потом будут платить $239 млн в год за обслуживание. Это хорошие деньги, но они совершенно не сопоставимы ни с потерями участников рынка, ни с потерями бюджета от паралича рынка алкогольной продукции. Для сравнения: $80–90 млн – потери одной из торговых компаний за три недели июля. Немного больше $100 млн – доходы от алкогольных акцизов, заложенные в городской бюджет одного только Петербурга на 2006 г.

Новизна ситуации в том, что, в отличие от других регулятивных ляпсусов, на которые всегда были щедры российские власти, этот ударил по рынку в полную силу. За полгода непрерывных издевательств над рынком его участникам так и не удалось или не захотелось придумать и внедрить “схемы”, которые позволили бы им работать – законно или полузаконно, но все-таки работать, как это происходило раньше, – в обход системы. Вертикаль власти можно поздравить с очередной победой над теневой экономикой, обернувшейся сокрушительной победой над экономикой как таковой. Кампания запугивания бизнеса принесла свои плоды, и обманывать государство предпринимателям больше не хочется. Проблема в том, что у этой приятной слуху истинного государственника новости есть довольно неприятное следствие: идиотизм правил и предельная неуклюжесть чиновников в их применении вопреки известной российской поговорке больше не смягчаются необязательностью их исполнения. А ни идиотизм, ни неуклюжесть – учитывая чувство полной и безоговорочной безнаказанности, переполняющее как отдельных чиновников, так и вертикаль в целом, – отнюдь не уменьшаются пропорционально росту законопослушания бизнеса.

Бизнес не захотел в очередной раз взять на себя риски, связанные с нарушением правил, соблюсти которые невозможно. Прокладка теневой экономики, криво-косо, но все же защищавшая рынок от государства, не выдержала давления. Потребитель в результате столкнулся с плодами чиновной небрежности напрямую, причем в весьма и весьма болевой для себя точке – вспомним, как отразился вид пустых полок в винных магазинах на репутации последнего президента СССР. Возможно, это значит, что для вертикали власти наступает эпоха ответственности за свои действия. Не политической ответственности, а самой что ни на есть прямой: когда последствия твоих поступков в точности отвечают качеству решений и мастерству исполнителей. За что боролись.