Секретоноситель на воле


Законность ареста экс-министра атомной энергии Евгения Адамова его адвокаты оспаривали почти с самого момента его выдачи Швейцарией. Предельно допустимый срок содержания Адамова под стражей истек еще 8 июня, подчеркивает адвокат Генри Резник. Мосгорсуд, который в мае продлил этот срок до 8 августа, пошел на прямое нарушение закона, настаивает он. Однако и Верховному суду освобождение Адамова далось нелегко: в четверг коллегия судей удалилась было в совещательную комнату для вынесения решения. Но, проведя там около полутора часов, председательствующий судья Алексей Шурыгин взял самоотвод. Решение об изменении меры пресечения выносилось уже в пятницу и под председательством Виктора Анохина. “Случай беспрецедентный – по крайней мере, в моей практике”, – отмечает Резник, объяснений таким рокировкам он не находит.

Спустя несколько часов после решения суда Адамов был выпущен из СИЗО. На свободе он заявил журналистам, что вообще не ожидал своего помещения в “Матросскую Тишину” по приезде, и дал понять, что будет добиваться снятия выдвинутых против него обвинений не только в российском, но и в американском суде. Генпрокуратура отказалась комментировать освобождение Адамова, но сообщила в пресс-релизе, что 20 июля замгенпрокурора Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение. Дело направлено в Замоскворецкий суд. Генпрокуратура обвиняет Адамова в хищениях (ст. 159 ч. 3 в редакции УК 1996 г.), злоупотреблении (ст. 285 ч. 3 УК) и превышении (ст. 286 ч. 3) служебными полномочиями в ходе реализации контракта ВОУ-НОУ по поставкам урана в США через посредническую компанию GNSS. Следствие считает, что Адамов вместе с экс-гендиректором (до 2002 г.) “Техснабэкспорта” (эта госкомпания занимается экспортом и импортом ядерных материалов) Ревмиром Фрайштутом помог экс-директору Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Вячеславу Письменному присвоить 62% акций зарегистрированной в Швейцарии компании GNSS, которые ранее принадлежали “Техснабэкспорту” и Приаргунскому производственному горно-химическому объединению, что нанесло ущерб в $31 млн. Фрайштут и Письменный находятся под подпиской о невыезде. Адамов обвиняется еще и в незаконном прощении долга GNSS за поставленный, но не оплаченный уран на $113 млн.

Освобождение Адамова повышает его шансы на объективное рассмотрение судом его дела, убежден Резник. Именно поэтому в прокуратуре приложили столько усилий, чтобы удержать экс-министра за решеткой: обвинение против него “создано абсолютно искусственно” и опровергается заключением Счетной палаты пятилетней давности, убежден адвокат. Оно выдвигалось с единственной целью – не допустить экстрадицию в США хранителя важных секретов. Однако практика показывает, что находящихся под стражей наши суды почти не оправдывают. Судебная практика показывает: находившиеся под подпиской о невыезде обвиняемые чаще получают условный приговор, соглашается адвокат Андрей Андрусенко.

Освобождение Адамова совпало с решением G8 о создании совместных предприятий по обогащению урана – как раз против этого и боролся Адамов, будучи министром, чем очень обидел США, напоминает депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов. ЛДПР требовала не допустить экстрадиции Адамова в США. “Теперь ситуацию отыграли и в его преследовании нет смысла”, – говорит депутат.