Сомнительные ставки


В конце недели ФРС обнародовала стенограмму своего июньского заседания, на котором процентная ставка была повышена с 5% до 5,25%. Оказывается, уже тогда члены комитета не имели четкого представления, какими должны быть следующие шаги регулятора. Многие члены комитета признавали, что у них “нет уверенности в выборе будущей политики”, констатируется в стенограмме. Поскольку экономический рост замедляется, а результаты 17-кратного повышения ставки проявились пока не полностью, ФРС необходимо больше информации, чтобы определить, “какие шаги понадобятся в будущем, если они понадобятся вообще”. Один из членов комитета, имя которого не разглашается, отметил, что “повышение ставки на июньском заседании было равнозначно хождению по лезвию ножа”.

Эксперты утверждают, что неуверенность в выборе дальнейших шагов означает готовность регулятора менять денежную политику. “[ФРС] может быть не уверена в том, что нужно делать дальше, только если есть причина”, – говорит бывший президент Федерального резервного банка Далласа, а ныне канцлер Texas A&M University Роберт Мактир. “Обычно [будущие действия регулятора] достаточно понятны, но, судя по этому тексту, положение дел меняется”, – добавляет он.

Накануне публикации стенограммы председатель ФРС Бен Бернанке заявил в сенате, что буквально через несколько кварталов замедление роста экономики должно притормозить рост инфляции. Инвесторы расценили эти слова как указание на то, что ФРС скоро сможет взять паузу в повышении ставок, а июньская стенограмма укрепила эти надежды еще сильнее. “Все участники заседания были обеспокоены ростом базового индекса потребительских цен, который оказался выше прогнозов”, – отмечено в стенограмме, но “при сохранении инфляционных ожиданий на существующем уровне и снижении издержек на каждого работающего за счет роста производительности и незначительного роста зарплаты большинство участников заседания считают, что инфляция будет снижаться”.

После выступления Бернанке вероятность повышения ставки 8 августа на рынке фьючерсов снизилась с 95% до 62%, а после публикации стенограммы – еще до 47%. “Стенограмма июньского заседания стала еще одним подтверждением, что скоро ФРС прекратит закручивать гайки, – говорит экономист нью-йоркского подразделения Mizuho Securities Гленн Хейбербуш. – Мы ожидаем, что ФРС повысит ставку всего один раз”.

Впрочем, июньское решение ФРС о повышении ставки было вызвано не только инфляционным давлением, но и стремлением “сохранить тенденцию снижения инфляционных ожиданий [рынка]” нескольких предшествующих недель, которые, “судя по всему, были обусловлены” ожиданиями повышения ставки. Это значит, что, если рынки не проявят обеспокоенности по поводу инфляции, ФРС 8 августа будет проще оставить ставку на текущем уровне, считает экономист аналитической фирмы Macroeconomic Advisers Лоренс Мейер. Рост инфляционных ожиданий рынка обычно проявляется в росте индекса потребительских расходов и заработной платы, из-за которых ФРС и вынуждена ужесточать денежную политику. (Использованы материалы WSJ.)