Возвращение к истокам


Ограничиться рамками одной отрасли непросто, предупреждают эксперты. “Даже Газпромбанку не хватает одного “Газпрома”. Уверен, что и Морбанк будет вынужден диверсифицировать бизнес, например привлекать вклады населения. Иначе не ясно, где он найдет средства на длинные кредиты”, – говорит вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков. Акционеры Морбанка рассматривают возможность продать часть пакета стратегическому инвестору – “не столько ради привлечения средств, сколько ради развития бизнеса, использования опыта и технологий, которые он может принести в компанию”, говорит Дергунов. Но пока переговоры не ведутся и размер пакета не определен, говорит Генералов. А представитель Судостроительного банка Елена Грачева убеждена, что для успешной работы в отрасли банку необходим сильный административный ресурс и хорошее знание самой отрасли – “иначе это слишком рискованно”. “Успешные компании уже обслуживаются в нормальных банках и вряд ли захотят менять партнера: Морбанк может рассчитывать разве что на новые или небольшие предприятия”, – добавляет она.

Сергей Генералов решил, как будет развивать Морбанк, основным владельцем которого стал в начале прошлого года. “Поскольку банк из первой десятки из него быстро было не сделать, появилась идея сделать его первым в нише, для которой он создавался”, – рассказывает президент банка Игорь Дергунов. Среди своих клиентов Морбанк хочет видеть крупные пароходства, порты, транспортные компании, средний и малый бизнес, связанный с отраслью. Чтобы иметь возможность кредитовать крупных клиентов, в конце июня акционеры приняли решение увеличить к концу года капитал в 3,8 раза до 800 млн руб. Интересуется банк и физлицами, сотрудниками компаний – корпоративных клиентов: для них банк готов выпускать кредитные карты, делать зарплатные проекты и выдавать потребительские кредиты.

Сейчас крупнейшие клиенты Морбанка – ФГУП “Росморпорт” (управляет долями государства в портах), администрации крупнейших портов и несколько судоходных компаний. Даже учредители Морбанка – Дальневосточное морское пароходство (входит в группу “Промышленные инвесторы”) и Новороссийское морское пароходство – обслуживаются в нем лишь отчасти. Суда крупнейших пароходств ходят в основном под иностранными флагами и обслуживаются в иностранных банках, но вскоре они начнут заходить в российские порты – ведь должен быть принят закон о создании Российского международного реестра судов и им облегчат налоговый режим, надеется Дергунов. “Кроме того, идут колоссальные вложения в инфраструктуру портов. Очевидно, что банк, который будет работать с клиентами, связанными со строительством, текущей эксплуатацией портов, работой судоходных и обслуживающих компаний, будет иметь место на рынке, так как увязать вместе все расчеты экономически целесообразно”, – говорит Дергунов. Осенью банк собирается открыть новый офис в Санкт-Петербурге – прямо в порту, причем определенного, как говорит Дергунов, “морского” вида, “чтобы клиенты чувствовали себя в банке своими и не ощущали неудобств от новомодного дизайна”. До конца года новые офисы Морбанка в таком же формате появятся во Владивостоке и Калининграде, а затем в Новороссийске, Мурманске и на Сахалине.

Новороссийский морской порт – заемщик Сбербанка и обслуживается у него, говорит совладелец порта Александр Пономаренко. “Впрочем, если банк [Генералова] сможет предложить конкурентоспособные продукты, мы рассмотрим возможность сотрудничества с ним”, – уточняет он. “Приморское морское пароходство является акционером “Приско капитал банка”, где и обслуживается. Наши потребности он удовлетворяет”, – говорит представитель компании Семен Гринберг.

“Совкомфлот” работает как с иностранными, так и с российскими банками, однако стоимость капитала и сроки финансирования, предлагаемые российскими банками, не всегда соответствуют нашим ожиданиям”, – говорит замгендиректора компании Николай Колесников. Когда будет создан новый реестр судов, спрос на услуги местных банков увеличится, считает Колесников. Но на возврат под российские флаги может уйти несколько лет, предупреждает он.