$100 млн для дюжины банкиров


В конце прошлого года один из менеджеров Росбанка рассказывал, что перед размещением акций банка на бирже “с членами правления и совета директоров заключены опционные соглашения, которые предусматривают возможность купить акции банка”. В банке тогда отказались раскрыть подробности программы, но они стали известны после того, как банк опубликовал отчетность по международным стандартам за 2005 г. В ней говорится, что акционеры банка утвердили программу еще в январе 2005 г. На ее реализацию акционеры выделили 5,6% уже выпущенных акций, которые в соответствии с индивидуальными соглашениями в течение трех лет смогут приобрести 12 топ-менеджеров банка. Цена составляет $1,22 за акцию. Это более чем втрое меньше текущих котировок Росбанка в РТС и на ММВБ, где сделки с ними вчера совершались по $3,93 за акцию. Менеджеры вправе купить 5,6% акций Росбанка за $46,5 млн, а исходя из рыночной оценки этот пакет стоит $165,7 млн.

Среди дюжины счастливчиков, получивших право на опцион, 11 членов правления Росбанка и один из членов совета директоров банка и соглашения с ними уже вступили в силу, сообщил “Ведомостям” один из участников программы. Его слова подтвердил и менеджер Росбанка. Член совета – это Евгений Иванов, бывший предправления и президент Росбанка, в настоящее время возглавляющий компанию “Полюс Золото”, утверждает один из собеседников “Ведомостей”. В Росбанке, а также в “Интерросе”, которому принадлежит контрольный пакет акций банка, эту информацию не комментируют. Зампреды правления Росбанка Герман Алиев и Сергей Кошеленко не согласились рассказать, сколько акций могут получить и что будут с ними делать.

По данным HR-директора компании “Alcoa-Россия” Руслана Ильясова, 5–6% – стандартный размер пакета, выделяемого крупными компаниями под опционные программы. Если из рыночной стоимости пакета в 5,6% в $165,7 млн вычесть сумму, которая будет потрачена на покупку акций ($46,5 млн), и подоходный налог в 13%, то средний трехлетний заработок одного менеджера на акциях банка составит $8,6 млн, или $2,9 млн в год. Это “вполне нормальная” сумма для компаний такого уровня, подсчитал он. Вряд ли менеджеры Росбанка заработают на своих опционах больше, чем могут заработать сейчас, – оценка бизнеса банка “уже достигла очень высокого значения и вряд ли еще вырастет”, полагает гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников. Росбанк планировал к лету 2006 г. предложить российским и иностранным инвесторам 15–20% акций. В начале июня банк получил разрешение ФСФР на размещение 29,9% акций на зарубежных биржах. Через неделю акционеры передумали и вместо IPO продали 10% акций французской группе SG за $317 млн с возможностью увеличения доли до 20%. По оценке Банка Москвы, SG купила 10% акций Росбанка с коэффициентом к капиталу 4,34. Пока это максимальное значение в истории российского рынка: 96,4% акций Инвестсбербанка венгерскому OPT Bank проданы с коэффициентом 3,81, а 100% акций Импэксбанка – австрийской Raiffeisen с 2,89.

Опционные программы для стимулирования руководства используют многие, и всякий раз они довольно щедры к менеджерам. Например, Владимир Лисин своим семерым подчиненным продал в августе 2005 г. 3,34% акций Новолипецкого металлургического комбината. Оплатить бумаги менеджеры могут до конца этого года, а с августа 2005 г. средняя цена акций НЛМК в РТС выросла с $1,14 до $2,08, а их состояние менеджеров – на $200 млн. “Пятерочка” потратит на опционную программу $150 млн – компания уже начала выкупать GDR на свои акции на LSE. Сейчас на эти деньги можно выкупить около 9 млн GDR, а начиная с 2008 г. их будут продавать менеджерам по льготной цене – менеджеры заплатят всего 0,25 евро за расписку, рыночная цена которой вчера составляла примерно 12,7 евро ($16,1).